Климатические изменения влияют на флору и фауну приполярных и заполярных территорий нашей страны. Ученые Сибирского федерального университета установили мониторинг за главным индикатором состояния Сибири – северным оленем. С помощью чего исследователи следят за миграцией этих уникальных животных? Как спасают от болезней? Об этом и многом другом -
в материале РИА Новости.
Дикий северный олень – это удивительное животное, которое прекрасно адаптировано к обитанию в суровых условиях, и не один век служит источником жизненно необходимых человеку ресурсов. Для коренных малочисленных народов, сохраняющих традиционный образ жизни, олень и сегодня является частью быта.
"Для значительной части северных народов олень – неотъемлемая часть жизни, традиций, культуры, важная составляющая в питании. Исследования показывают, что пищеварительная система этих людей на физиологическом уровне максимально адаптирована к употреблению именно мяса северного оленя", – рассказал профессор Института экологии и географии СФУ
Александр Савченко.
Оленеводство составляет серьезную часть экономики Сибири. Так, в 2023 году увеличилась поддержка сегмента со стороны правительства РФ. По данным Восточного центра государственного планирования, оленьи пастбища в России сейчас занимают 335,2 млн га (19,6% площади), при этом существует серьезный потенциал экономического роста промысла в 5 раз. В перспективе – масштабный экспорт сырья из костей, рогов и шкуры оленя.
Но сейчас не все так благоприятно с дикой популяцией парнокопытного. Виной тому – глобальное изменение климата. Ученые заметили, что холодолюбивые животные изменили свой привычный ареал и стремятся туда, где прохладнее, теряя поголовье в процессе миграции. В Сибирском федеральном университете (СФУ) предполагают серьезные изменения в биологии вида.
"Ожидается существенное влияние от последствий климатических изменений, связанных с потеплением Арктики и промышленным освоением северных территорий. В арктических широтах ярко проявляются нетипичные оленю погодные условия", – поделился Савченко.
На жизнь оленей влияет и прямой антропологический фактор – охота и браконьерство, а также уменьшение жизненного пространства в связи с индустриальными процессами (прежде всего, с добычей нефти и газа) в тайге и тундре.
В Сибирском федеральном университете активно занимаются отслеживанием популяции дикого (северного) таймырского оленя. Существует сформированная база данных, которая содержит информацию о 112 оленях-маркерах со специальными GPS-ошейниками. Они служат "маячками" оленьих стад, совершающих дальние переходы.
Ведение такого мониторинга необходимо для принятия своевременных решений по восстановлению и сохранению популяции. На первоначальном этапе он включает в себя несколько направлений: наблюдение за состоянием среды обитания, отслеживание ареала и численности, а также мониторинг особо опасных зооантропонозных инфекций.
Благодаря финансовой поддержке Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, оценку численности и перемещений оленей в последние годы проводят регулярно. Животных отслеживают с помощью авиаучетов, квадракоптеров, а также традиционного визуально-оптического наблюдения. Данные о перемещениях, полученные от "маячков", помогают быстрее находить стада оленей в тундре.
Ежедневные стационарные наблюдения за миграцией диких северных оленей проводятся на участках, где животные пересекают открытую местность, но это не делает наблюдения простыми.
"Только издали тундра кажется голой, на самом деле поймы рек бывают довольно сильно закустарены и животные практически скрываются в этих зарослях. С наблюдательного пункта (засидки) регистрируем всех проходящих в пределах видимости оленей. Засидки устраиваем в непосредственной близости (15-20 м) от ходовых троп или в местах переправ", – сообщил Савченко.
Куда они уходят
Сейчас, по наблюдению ученых, в связи с потеплением и таянием вечной мерзлоты при наличии на северных территориях захоронений и очагов заболеваний, повышается уровень опасности возникновения и распространения сибирской язвы и бруцеллеза на Таймыре, где обитают олени. В таких обстоятельствах уделяется большое внимание микробиологическим исследованиям с отбором проб в местах массовой концентрации и падежа оленей.
При этом в случае потенциальной угрозы ученые не остаются безучастными. Например, при обнаружении инфекций у вида, они собирают пробы для передачи вирусологам. На основе образцов разрабатывается вакцина, и проводится лечение. Такие меры останавливают распространение патогена в регионе и обеспечивают сохранение вида.
Перемещение таймырской популяции северных оленей из-за климатических изменений затрудняет проведение исследований. Животные проходят большие расстояния, чем при обычных сезонных миграциях. Это приводит не только к смещению всего ареала диких оленей на непривычные им территории, но и к их гибели.
"Восток Таймыра ограничен морем Лаптевых, поэтому дальше им сдвигаться уже некуда. Сегодня крайние стада самцов достигли Хатангского залива и вынуждены его переплывать на участках шириной в 9-10 км. Если сюда сместятся и самки с телятами-сеголетками, это верная гибель всего молодняка", – уточнил Савченко.
Эксперт дополнил, что материковое смещение оленей идет в Якутию. Однако там есть свои дикие и домашние олени, поэтому таймырские олени вынуждены идти на зимовку на юг – в леса Эвенкии.
"Все указывает на глобальную перестройку жизненного цикла диких северных оленей. Что будет с видом? Очень серьезный вопрос, на который мы пытаемся найти ответ", – поделился Савченко.
Незаменимый вид
Предполагая различные последствия миграции парнокопытного, ученые размышляют, можно ли заменить животное в быту коренных народов другим видом, но приходят к однозначному мнению – северный олень незаменим.
"Зимой на Севере встречается довольно ограниченное число видов. Из крупных млекопитающих успешно интродуцирован овцебык. Сегодня, по официальным данным, его численность может составлять 12-13 тыс. особей, но даже этот представитель мамонтовой мегафауны вряд ли сможет заменить северного оленя", – рассказал Савченко.
Северный олень является экологически пластичным видом, способным адаптироваться к изменяющимся условиям обитания и не имеющим серьезных конкурентов в пределах настоящего ареала. Поэтому создание условий для его существования, обеспечение эффективной охраны и рационального использования являются залогом сохранения ресурсной численности этого вида на территории Сибири.
Мониторинг за популяцией северных оленей, проводимый учеными СФУ, реализуется в рамках государственной программы поддержки вузов "Приоритет-2030", и ориентирован на актуальную исследовательскую повестку, отвечающую на вызовы и задачи ускоренного постиндустриального развития Ангаро-Енисейского макрорегиона, в том числе зоны Арктики.
Источник:
РИА-Новости