25.12.2023
В связи с завершением практики у обучающихся по специальностям членов экипажей морских судов, публикуем заключительный в этом году отзыв курсантов Стипендиальной группы СКФ, которые делятся впечатлениями от пройденной в компании плавательной практики.
Практика на судах – неотъемлемая часть обучения плавсостава. После окончания 4 курса нам, участникам Стипендиальной группы «Совкомфлот», предстояло пройти практику на судах компаний Группы компаний ПАО «Совкомфлот». После долгожданного звонка из кадрового офиса мы узнали, что распределены на флагман компании – арктический газовоз «Кристоф Де Маржери». В дальнейшем мы поняли, что практика на данном судне – это хорошая смесь крепких знаний, опыта, а также добрых и приятных воспоминаний, которые подарил нам экипаж данного судна во время морских переходов по Северному Морскому Пути (СМП).
Судно «Кристоф Де Маржери» является головным корпусом проекта Yamal LNG и имеет уникальный ледовый класс Arc7, что позволяет ему проходить даже толстые льды без ледокольной проводки. Благодаря усиленному ледовому корпусу газовоз успешно работает на СМП. Для обеспечения этой непростой работы на судне дополнительно имеется ледовый советник капитана. Эту должность занимают капитаны с большим опытом работы в арктических льдах и в сложных ледовых условиях. В их обязанности входит наблюдение за ледовой обстановкой по маршруту следования, прогнозирование погодных условий и дрейфа льда. Помимо этого, во время постановки на якорь, лоцманской проводки, швартовки ледовый советник оказывает помощь капитану судна своими ценными советами по проведению ключевых операций.
Особенностью газовоза по сравнению с другими танкерами является наличие уникальных и разнообразных систем, разобраться в которых новичку совсем непросто. Все они обеспечивают перевозку специфического груза – сжиженного природного газа (СПГ). Для того, чтобы гарантировать постоянную безопасность грузовых операций и перевозку груза в безопасном состоянии во время рейса, необходимо разбираться в физических законах, в особенностях груза. За время нашей практики мы активно изучали системы судна, но нам еще предстоит многое освоить во время нашей следующей практики, так как полное понимание грузовых систем требует длительного изучения и большого практического опыта.
В самом начале практики капитан судна Чихиркин Владимир и старший помощник Красильников Никита обозначили наш будущий распорядок дня. Было решено, что для максимально эффективного знакомства с нашей будущей специальностью мы будем стоять ночные вахты, а днём работать на палубе, выполняя задания помощников. В свободное от работы и вахт время мы выполняли учебные задания от капитана и учебную программу практики, выданную университетом.
Кроме работы и учёбы было время и для отдыха. Его мы проводили за чаепитиями, походами в сауну и посиделками за настольными и компьютерными играми вместе с экипажем. Эти теплые моменты помогали снимать эмоциональную нагрузку, что очень важно, и давали силы на продолжение учебного процесса.
Во время практики нам посчастливилось застать два уникальных и разных экипажа данного судна. Каждый экипаж по-своему раскрыл для нас нашу будущую деятельность, познакомил с особенностями данного судна и профессии, по-доброму встретил нас, помог в обучении. Нам удалось посмотреть на выполнение обязанностей с разных точек зрения и почерпнуть от каждого экипажа что-то своё, вынести полезное, понять принципы решения тех или иных задач.
Вместе со старшими помощниками Евсиковым Ильёй и Красильниковым Никитой мы изучали грузовые системы и принципы грузовых операций. Принимали непосредственное участие в погрузке и выгрузке судна. Каждый день мы могли наблюдать, как старшие помощники руководят палубными работами и отметили для себя, насколько важна кооперация боцмана и старшего помощника. Самое захватывающее для нас было изучение судна изнутри во время осмотров старшим помощником капитана коффердамов и балластных танков.
Вместе с членами экипажа мы изучали организацию пожарной безопасности судна и спасательные средства экипажа. По заданию ответственных помощников капитана мы проводили проверки и обслуживание огнетушителей, пожарных систем, средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе всего необходимого по Полярному Кодексу. Также мы помогали старпому заниматься распределением, хранением и заказом средств индивидуальной защиты.
С навигационными помощниками Корневой Евгенией и Хаменковым Игорем мы изучали оборудование мостика, проводили различные тестирования приборов, выполняли корректуру лоций и пособий, участвовали в составлении планов морских переходов судна. В обязанности второго помощника также входит судовая медицина, к которой на борту судна относится многое, и поэтому мы помогали проверять наличие, сроки годности и правильное расположение медикаментов.
Должностным обязанностям третьих помощников капитана мы уделяли особое внимание, так как скоро нам предстоит занять эту должность. Вместе с Воиновым Даниилом и Кравченко Андреем мы готовили документы для прихода в порт, на смену экипажа и подсчёт зарплат. Но нельзя не выделить особенную обязанность третьего помощника, связанную с судовым магазином, поскольку без него экипажу было бы сложно скрасить трудовые будни на судне. Помощники показали нам, как подсчитывать цены для этого магазина, следить за состоянием товара и грамотно вести учёт покупок экипажа.
Отдельное спасибо хотелось бы сказать капитанам газовоза «Кристоф Де Маржери» Геню Сергею и Чихиркину Владимиру. Они определяли вектор обучения и нашего распорядка дня.
Вместе с ними мы изучали особенности строения газовозов, маневрирования и управления судном и много другое. Обсуждая с нами те или иные вопросы, Сергей Олегович и Владимир Сергеевич показывали нам, на что стоит обращать внимание, где можно посмотреть необходимую информацию, передавали свой опыт в решении различных задач. Вместе с ними и по их указанию мы научились определять высоту айсберга секстаном, изучали документы об остойчивости судна, изучали действия экипажа во время учебных тревог. Все время на судне Сергей Олегович и Владимир Сергеевич были для нас настоящими наставниками, ориентирами и курсоуказателями в нашей деятельности.
Хотим выразить огромную благодарность компании ПАО «Совкомфлот» за организацию плавательной практики на таком современном судне, а также всем помощникам и капитанам, кто, не считаясь со временем, прикладывал свои силы для того, чтобы помочь нам разобраться в трудных вопросах практической подготовки, передать свой опыт и направить на истинный путь. С уверенностью можем сказать, что опыт, полученный на «Кристофе де Маржери», поможет нам стать востребованными специалистами и с лёгкостью выполнять трудные обязанности.
Курсанты 5 курса специальности 26.05.05 «Судовождение»
Гамбург Антон
Коротаев Александр
Департамент по конвенционной подготовке
Краткая справка
В рамках Соглашения о сотрудничестве между ГК ПАО «Совкомфлот» и ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в университете реализуется стипендиальная программа СКФ. Сегодня в её состав входят 126 курсантов 2-5 курсов специальностей «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Ежегодно Компания проводит отбор наиболее успевающих обучающихся. Курсанты, прошедшие отбор в Стипендиальную группу СКФ и соответствующие всем требованиям к нахождению в ней, обеспечены дополнительной стипендией ГК ПАО «Совкомфлот», плавательной практикой на судах СКФ в соответствии с графиками учебного процесса и правом гарантированного трудоустройства в Компанию после выпуска из университета.