Получены первые результаты научно-технического эксперимента на участке автомобильной дороги Лабытнанги - Харп,
сообщает пресс-служба Департамента внешних связей ЯНАО. Ямальские ученые на практике доказывают, что теплоизоляционное покрытие в совокупности с работой сезонно-действующих охлаждающих устройств сохраняют состояние дорожной "одежды" в мёрзлом состоянии даже с приходом летнего сезона. А значит сохраняют стабильность полотна.
Цель эксперимента - разработка технологии термостабилизации грунтов основания дорожных покрытий на линейных объектах Крайнего Севера. Для этого зимой и весной текущего года на одном из участков на южном откосе дорожной насыпи специалисты последовательно уложили теплоизоляционное покрытие, геотекстиль, георешетку и щебень мелкой фракции. В рамках наблюдений за поведением полотна установили более 50-ти термостабилизаторов, также с помощью GNSS системы провели геодезические работы по фиксации положения дорожного полотна в пространстве. Установленное термометрическое оборудование в трех скважинах, расположенных на обочине и откосах экспериментального участка, фиксирует в автоматическом режиме малейшие изменения температуры грунтов до глубины 10 метров. Комплексные исследования стали возможны благодаря концепции развития научно-технологического полигона коллективного пользования "Обдорский".
"Для нас, представителей региональной науки, очень важно, что при проведении натурных экспериментов на инженерных объектах используется передовой научный и практический опыт наших партнёров. Для объединения этого опыта и разработки правильных технических решений при будущей эксплуатации, как раз и создавался полигон "Обдорский". На этой площадке любая компетентная научная или производственная организация может апробировать свою новую технологию", - пояснил ведущий научный сотрудник сектора геотехники Научного центра изучения Арктики
Антон Синицкий.
Отметим, что на автодороге Лабытнанги - Харп продолжатся дополнительные геофизические и другие исследования, ученые намерены определить контур зоны промерзания дорожной насыпи и прилегающей территории. Работы будут проводиться как силами собственных специалистов, так и с привлечением ведущих научных, образовательных и производственных профильных учреждений России. Полученные натурные данные позволят создать объемную модель экспериментального участка автомобильной дороги в Арктической зоне.
Источник:
Департамент внешних связей ЯНАО