С полной версией интервью заместителя начальника по науке экспедиции "Северный полюс-42" Владимира Владимировича Иванова "Российской газете" можно ознакомиться на сайте
Владимир Владимирович, с 1990-х годов ученые активно обсуждают глобальное потепление. Оно ведь и Арктику затронуло. Насколько это критично?
Арктику оно особенно затронуло. Здесь изменение температуры происходит в 2,5 раза быстрее, чем в целом на Земле. Арктика стала "горячей точкой" происходящих изменений. Чтобы их отслеживать, нужен постоянный мониторинг, постоянное присутствие, что и дает уникальный формат российской экспедиции "Северный полюс", проходящей сейчас на ледостойкой платформе. Наша задача - комплексный анализ изменений, происходящих во всех средах, от океанского дна до атмосферы.
Какой глобальный прогноз по климатическим изменениям дает научное сообщество?
Международная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), в которой участвуют тысячи ученых по всему миру, анализирует опубликованные научные данные и делает обобщающие выводы о происходящих и будущих климатических изменениях. Отчет по этой программе, обычно содержащий порядка трех тысяч страниц, публикуется раз в пять лет. В 2022 году МГЭИК значительно уменьшило расчетный срок, когда, по прогнозам, Северный Ледовитый океан полностью очистится от льда в летнее время. Теперь называют период от 2060-го до 2080 года. Причем безледный сезон будет расти.
Почему для ученых столь интересен именно лед?
Лед - это индикатор. Поясню. Есть показатель - изменение планетарной температуры. Физически его не ощутить. А по льду изменения видны сразу: было много - стало меньше, и по площади, и по толщине. То есть арктический ледяной покров является индикатором глобальных климатических изменений.
В 1990-е годы изменения фиксировались незначительные, а в начале 2000-х годов начались резкие перемены. За семь лет площадь арктического морского льда на пике сезонного минимума - в сентябре, упала на 40% по сравнению с аналогичным периодом за весь период регулярных спутниковых наблюдений - с 1979 года. Абсолютный минимум был достигнут в 2007 году.
По климатическим меркам семь лет - это мгновение. Ученые были удивлены, так как в математических моделях ничего подобного на этот временной промежуток не предсказывалось. Подобная ситуация прогнозировалась только на 2050 год. В 2012-м площадь льда еще немного сократилась. А потом, согласно моделям, должна была уменьшаться и падать дальше. Но этого не происходит.
И что в итоге?
Итог: за последние годы летняя площадь льда, хоть и варьируются год от года, но в целом сохраняется на новом среднем уровне. Он примерно на 20-25% меньше наблюдавшегося в 1979-2000 годах. Правда, при этом мы наблюдаем, что толщина льда постепенно уменьшается. Почему? Пока говорить о конкретных выводах рано. Гипотез много, их нужно проверять.
Что влекут за собой все эти изменения: увеличение температуры, меньшее количество льда, большая продолжительность периода открытой воды?
Эти процессы влияют на многие сферы хозяйственной деятельности. На первом месте навигация в Арктических морях, а именно, возможное увеличение транспортных потоков в безледное время по трассе Северного морского пути. Второй пункт: добыча полезных ископаемых на шельфе, прежде всего, это газ и углеводороды. Третий - коммерческое рыболовство, включая аквакультуру. Мы понимаем, что разведение рыбы зачастую дешевле и проще, чем вылов. Четвертый: развитие арктического туризма. Пятый: прикладной аспект, связанный с разрушением инфраструктуры из-за таяния вечной мерзлоты. Это требует проведения адаптационных мероприятий, чтобы сократить возможные негативные последствия. Шестой - охрана окружающей среды. Задача ученых, в частности, наша, обеспечивать все заинтересованные государственные и коммерческие структуры точной и надежной информацией об изменениях природной среды, давать прогнозы с различной заблаговременностью.
Вопрос, который интересует всех: к чему готовиться?
Глобальность потепления не означает, что везде на планете станет теплее. Где-то может быть с точностью до наоборот. Чем больше энергии "вбрасывается" в планетарную климатическую систему (а температура - это мера энергии), тем больше ее расходуется, потому что энергия в системе накапливаться не может. Это закон природы. Так что будут более интенсивными циклоны, засухи, наводнения и прочие катаклизмы. Будет возрастать частота периодов резкого потепления и резкого похолодания.
И - также наблюдается тенденция на увеличение продолжительности сильных осадков. Если ранее в умеренных широтах ливень шел 10-20 минут, то сейчас может и полчаса, и дольше. Перечисленные моменты будут сказываться на состоянии здоровья, на рабочих процессах, на функционировании городской инфраструктуры.
Я бы так сказал: нынешнее время несет увеличение экстремальных природных явлений, которые вроде бы и не должны были бы случаться, но случились.
Автор: Татьяна Тюменева
Полная версия интервью:
Российская газета