29.10.2024
Арктика считается регионом со скудным биоразнообразием, а пресноводные пиявки слабоизученной группой животных. Тем не менее в 2022 году коллектив учёных Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Лавёрова Уральского отделения РАН и Санкт-Петербургского государственного университета представил результаты масштабной ревизии фауны арктической зоны Евразии. Зоологи обнаружили в водоёмах труднодоступных районов Арктики пять новых видов и один новый род пиявок. Исследование получило неожиданное продолжение.
Исследователи продолжили поиск особей редкого вида в Арктике в рамках новых комплексных экспедиций, однако он не увенчался успехом. Тогда была выдвинута гипотеза, что Hyperboreomyzon polaris может обитать не только в водоёмах Арктики, а и в более южных высокогорных зонах. Учёные допустили, что он относится к видам с аркто-альпийским типом ареала, свойственным многим животным и растениям, но до сих пор не выявленным среди пресноводных пиявок.
В 2023 году молодой учёный Лавёровского центра Татьяна Елисеева изучала самую обширную в России коллекцию пиявок в Зоологическом институте РАН (Санкт-Петербург). В одной из серий коллекции образцы сильно напоминали по морфологическим признакам недавно открытый арктический реликт. Однако все 23 экземпляра были отнесены к другому виду (Theromyzon tessulatum). Серия со спорной таксономией была собрана в августе 1901 года выдающимся отечественным лимнологом, действительным членом Русского географического общества Павлом Игнатовым (1874-1902) в высокогорном озере Джулукуль на Алтае.
РГО оказало поддержку научной группе, предоставив архив материалов Павла Игнатова. Летом 2023 года учёные совершили экспедицию на территорию Алтайского биосферного заповедника (северо-восточная часть Республики Алтай). Группа следовала маршрутом учёного-первопроходца к высокогорным озёрам и собрала новые образцы. Гипотеза подтвердилась: молекулярно-генетический анализ показал: часть собранных в алтайских озёрах особей пресноводных пиявок принадлежит к Hyperboreomyzon polaris.
"История с поисками гипербореомизона с самого начала была для нас своего рода квестом, – комментирует директор Лавёровского центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов. – Символично, что на Алтае мы собрали 23 особи – ровно столько же, сколько и Павел Григорьевич Игнатов. Озеро Джулукуль – труднодоступное, но оно и соседние с ним водоёмы дали нам возможность оценить особенности жизненного цикла этого вида. Пиявки являются паразитами, питающимися кровью животных. На основании секвенирования содержимого пищеварительного тракта пиявок, мы установили, что их хозяином являются распространённые на Алтае дикие утки вида обыкновенная шилохвость (Anas acuta), кровью которых они питаются".
Как правило, в естественной среде пиявки располагаются на внешней поверхности камней и совершают покачивающиеся движения телом, что, видимо, повышает их шансы прикрепиться к птицам. В алтайском водоёме аркто-альпийские пиявки также реагировали на приближающуюся человеческую руку, очевидно, ощущая рецепторами тепло.
Как отмечают учёные, в мире насчитывается несколько групп пиявок, ассоциированных с птицами-хозяевами, что позволяет им расселяться, преодолевая значительные расстояния. Этот факт во многом объясняет гигантский разрыв между местообитаниями гипербореомизона в Арктике и горном Алтае (дизъюнктивный ареал). Также в научном мире принята концепция, согласно которой аркто-альпийские ареалы формировались под влиянием сильных климатических колебаний в плейстоцене и голоцене. Считается, что предки многих аркто-альпийских животных и растений появились в горах умеренного климатического пояса, а их продвижение в Арктику было вызвано глобальными похолоданиями климата.
Алтайская экспедиция прояснила статус ещё одного вида пиявок – недавно открытой на полярном Урале глоссифонии арктической (Glossiphonia arctica). Она также живёт в озёрах Алтая и, соответственно, является аркто-альпийским видом. Всё это подтверждает концепцию, согласно которой фауна Арктики тесно связана с фауной высокогорий, прежде всего Центральной Азии и, в частности Алтайских гор.
Результаты исследования опубликованы в международном журнале, посвящённом вопросам паразитологии.