Изучение состава углеводородов в поверхностном микрослое (на границе раздела фаз вода-воздух), воде, льдах и осадках Баренцева моря регулярно выполняется Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН для определения их происхождения – природного или антропогенного, чтобы дать оценку загрязненности акваторий шельфа нефтью и нефтепродуктами.
"Показано, что в воде и осадках доминируют соединения углеводородов природного происхождения", —
рассказала "Московской газете" исполняющая обязанности заместителя директора по научной работе геологического направления Института океанологии РАН, руководитель лаборатории, кандидат геолого-минералогических наук
Марина Кравчишина. —
"Источниками углеводородов являются морская биота, а также разгружающиеся на дне метансодержащие флюиды, поступающие из осадочных толщ и связанные, очевидно, с дегазацией углеводородов над нефтегазовыми залежами. Антропогенным источником углеводородов является прежде всего судоходство на юге Баренцева моря. Согласно данным из космоса и нашим натурным наблюдениям, в южной части Баренцева моря сосредоточено наибольшее количество нефтяных плёнок. Загрязнение в районах судоходных путей (транспортировка грузов, нефтепродуктов и рыболовство) отмечается, но не является угрожающим для экосистемы Баренцева моря. Существенное загрязнение нефтепродуктами наблюдается только в районах портовых сооружений в Кольском заливе".
Что касается загрязнения воды, гидробионтов и осадков Баренцева моря тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами (например, медь, кадмий, свинец, никель, хром, мышьяк и другие), этот вопрос требует более тщательного исследования ввиду климатических изменений, которые наблюдаются на Западно-Арктическом шельфе Северной Евразии, отметила учёный.
Из-за климатических колебаний биогеохимические циклы многих химических элементов могут претерпевать существенные изменения в экосистеме Баренцева моря. Известно, что концентрации хрома, никеля и кобальта в его осадках существенно выше фоновых значений, характерных для морских осадков арктических морей. Поступление никеля и кобальта в морскую среду, очевидно, связано с добычей и переработкой кобальтоникелевых руд на Кольском полуострове. Однако в целом для открытых районов Баренцева моря не наблюдается значимого загрязнения тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами. Можно говорить лишь о слабом влиянии антропогенных источников поступления тяжелых металлов в открытые районы моря.
В то же время антропогенное воздействие на береговую зону и морскую экосистему Кольского залива может вызывать большую тревогу. В Кольском заливе наблюдается загрязнение такими химическими элементами, как свинец, цинк, кобальт, ртуть, никель, кадмий, медь и мышьяк. Разные уровни (от сильного до умеренного) загрязнения воды и осадков в разных районах залива. В районах портовых сооружений поверхность дна часто покрыта техногенных мусором.
"В настоящее время уровни загрязнения воды и осадков Баренцева моря долгоживущими радионуклидами не превышают фоновых значений или ниже таковых. Только на литорали Кольского и Мотовского заливов в макрофитах могут накапливаться повышенные концентрации радиоактивных изотов цезия", — заключила Марина Кравчишина.
Если говорить о нефтезагрязнении Баренцева моря, то это сотни тонн нефтепродуктов в год, сообщил "Московской газете" исполнительный директор проекта "Земля касается каждого"
Владимир Чупров. -
"Это то, что приносится в Баренцево море по реке Печора. Если говорить о Кольском заливе, там другой показатель — предел допустимых концентраций, как правило, превышает допустимый показатель по нефтепродуктам. Запасы, популяции промысловых рыб в Баренцевом море во многом истощены. Рыбодобыча в регионе эксплуатирует около 20 видов рыб. Пластиковое загрязнение: наблюдается сильный вынос к берегам рыболовецких снастей, выполненных из полимеров. Это присуще любой современной акватории, и арктической тоже. Заброшенные участки на берегу, посёлки, гаражи — там часто находятся протекающие бочки с ГСМ, какая-нибудь бесхозная химия, всё это тоже просачивается в Баренцево море. Нефтеперевозки по Баренцеву морю: там нет танкеров "река-море", меньше аварий по сравнению с Керченским проливом, но риски остаются".
Есть и ещё один фактор: дым и сажа ландшафтных пожаров в европейской части России доходят до Баренцева моря и Арктики и вместе с продуктами деятельности платформы "Приразломная" ускоряют таяние арктических льдов. Отдельно стоит отметить, что любой танкер, перевозящий нефть и нефтепродукты по Баренцеву морю, рискует столкнуться с айсбергом, попадая в арктический туман, это очень серьёзные риски для любого судна в период дрейфования айсбергов, заключил Владимир Чупров.
Источник:
Московская Газета