Глубинный подход: специалисты МГУ три года обследовали арктические экосистемы

06.02.2025

Центр морских исследований Московского государственного университета им. Ломоносова провел беспрецедентное по масштабу и глубине комплексное обследование арктических экосистем. В какой мере природная среда ощущает влияние человека, особенно в районе Северного морского пути (СМП), где нарастает судоходство, и в чем опасность "тюлькина флота", изданию "Страна Росатом" рассказал гендиректор центра Николай Шабалин. С полной версией интервью можно ознакомиться на сайте "Страна Росатом".

Можете суммировать выводы о степени влияния судоходства на экосистемы арктических морей?

Первое, о чем я бы хотел сказать: на экосистемы Русского Севера заметно воздействуют прежде всего глобальные климатические изменения. Потепление в Арктике ощущается в полтора раза сильнее, чем в среднем на планете. На второе место я бы поставил антропогенный фактор. Арктика — ​отнюдь не безлюдный заповедник: там постоянно проживают почти 4 млн человек. От предыдущих поколений они унаследовали экологический ущерб, оставляет свой отпечаток и нынешняя экономическая активность. Например, большие стройки в Сабетте — ​фактор беспокойства для морских млекопитающих и птиц. А вот влияние судоходства, во всяком случае пока, незначительное. Так, совокупный углеродный след от проходящих по СМП судов не превышает 1/200 доли мирового. Не зафиксировали мы серьезного влияния судоходства и на биоразнообразие.

И все же, наверняка есть точки, где активность мореплавателей ощущается окружающей средой сильнее всего?

Да, это Карские Ворота, пролив Вилькицкого, акватория вблизи островов Де-Лонга. Но на первое место поставлю Обскую губу — ​внутренние прибрежные воды, в которых сходится активность ледокольного флота, больших грузовых судов и «тюлькина флота». Здесь же Обь приносит в морскую акваторию материковый сток со всеми загрязняющими сбросами больших городов. Я бы назвал эту область одной из самых чувствительных с экологической точки зрения во всей Русской Арктике. Кстати, при строительстве Морского канала Обской губы «Росатом» пошел на большие компенсационные меры, которые пока позволяют поддерживать биоразнообразие в этом месте на должном уровне.

Читайте полную версию интервью на сайте "Страна Росатом".