опубликована статья "Геоинформационный анализ региональных климатических изменений в центральной и западной частях Российской Арктики для развития железных дорог". Её авторами стали представители Геофизического центра РАН, Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Института физики Земли им О.Ю. Шмидта РАН, Московского института им. С.Ю. Витте, Российского университета транспорта и Миланского университета Бикокка.
Арктическая зона Российской Федерации характеризуется бурным ростом горнодобывающей промышленности, направленной на добычу нефти, газа, угля, руд, в том числе редкоземельных металлов. Железные дороги играют важную роль в транспортировке этих ресурсов в различные регионы России для переработки и экспорта. Часть грузов доставляется через арктические порты, подключенные к железнодорожной сети. Быстрое изменение климата, в том числе региональное потепление, является одним из факторов, ставящих под угрозу функционирование транспортной инфраструктуры Арктики. Системный анализ климатических процессов и оценка потенциальных опасностей, которые они могут вызвать, требуют адекватной геоинформационной поддержки.
В статье представлены результаты анализа пространственно-временной изменчивости различных гидрометеорологических параметров для отдельных железнодорожных магистралей в Арктическом регионе. Для этого был разработан новый геоинформационный метод, основанный на диаграммах Хофмюллера. Этот инструмент полезен для представления динамики климата вдоль указанных железнодорожных магистралей за несколько десятилетий.
Он позволяет определить участки железных дорог, подверженные влиянию аномальных климатических условий в переменном временном масштабе. Представленные диаграммы Хофмюллера оказались эффективным инструментом для представления региональных изменений климата. Они могут быть весьма полезны при обслуживании, планировании, эксплуатации и адаптации железнодорожной инфраструктуры.
Источник:
Российская академия наук