Специалисты Мурманского арктического университета (МАУ) разработали 
методику мониторинга, оценки и прогнозирования парниковых эмиссий от судов в арктической акватории с помощью спутниковых данных. Это особенно актуально для оценки антропогенной нагрузки на арктические акватории вдоль Северного морского пути. 
 
	 Особенность предложенной методологии состоит в использовании спутниковых АИС-данных. АИС — автоматическая идентификационная система, основанная на использовании судовых транспондеров, передающих сигнал на спутник, которая служит для идентификации судов, их местоположения, размеров и курса. Используя характеристики сигнала со спутника и учитывая технические параметры судна, можно оценить объемы выбросов парниковых газов судами. 
 
 
"Это исследование может стать основой для разработки независимого отечественного цифрового сервиса по мониторингу парниковых выбросов в Арктике, основанного на верифицированных методиках, созданных российскими учеными. Такой подход предоставит альтернативу зарубежным цифровым решениям для мониторинга и оценки углеродного следа судов", — отметила руководитель исследования, кандидат технических наук 
Жанна Васильева. 
 
	 Уникальность разработки состоит в том, что она впервые позволяет оценить выбросы парниковых газов и экологическую нагрузку в пределах любой очерченной морской зоны, а также, работая "на упреждение", заранее формировать мероприятия по предупреждению и снижению вредного воздействия. 
 
	 Авторы считают, что новый подход может обеспечить методико-нормативную поддержку объективной оценки углеродного следа российских судоходных и транспортно-логистических компаний, повысить эколого-экономическую эффективность их работы. 
 
	 Исследование поддержано Минобрнауки России по программе "Приоритет-2030", а также грантом РНФ.
	
	Источник: 
Минобрануки России