Летом сотрудники
научно-исследовательской лаборатории гляциоклиматологии и
кафедры географии геолого-географического факультета Томского государственного университета участвовали в проекте по изучению динамики и интенсивности криогенных процессов, воздействующих на линейные объекты Крайнего Севера. Проект поддержан грантом губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и направлен на оценку интенсивности деформации и степени воздействия криогенных процессов на важнейшую транспортную артерию региона – автодорогу Надым – Салехард, которая соединяет восточные и западные районы ЯНАО.
На Конгрессе молодых учёных в Салехарде этот проект представляли
Александр Ерофеев,
Фуат Валишев и
Олег Ли. Результаты включены в региональные требования по восстановлению земляного полотна на автодороге Надым – Салехард в ЯНАО.
"Мы преимущественно создаём методику ранней и экспресс-диагностики деформаций автодорог и прилегающих территорий, находящихся в зонах распространения многолетней мерзлоты. Наш метод – геодезический мониторинг поверхности при помощи лазерного сканирования с беспилотного воздушного судна", – рассказывает Александр Ерофеев, заведующий проблемной научно-исследовательской лабораторией гляциоклиматологии ГГФ ТГУ. –
"Для интерпретации полученных данных на конкретной территории такой мониторинг проводится совместно с тепловизионной и аэрофотосъёмкой. При этом, поскольку мы можем выполнять съёмку протяжённых объектов – до 50 погонных километров в сутки, мы применяем специальный способ уравнивания (сшивки) полученных облаков точек при помощи спутниковой геодезической аппаратуры, установленной на поверхности рельефа".
Александр добавляет, что к процессам рельефообразования, которые распространены на прилегающих к автодороге территориях, следует отнести активное распространение бугров пучения, термоденудацию (процесс, связанный с вытаиванием подземного льда) в долинах рек, термокарст и термоабразию берегов озер.
Протяженность автодороги Надым – Салехард составляет 344,8 км, в неудовлетворительном состоянии находится более 25% её поверхности. Ученые ГГФ ТГУ оценили интенсивность деформации автодороги и подготовили новые решения по созданию цифрового двойника нескольких её участков. Двойник поможет учёным в дальнейшем мониторинге состояния дороги. Свои предложения команда озвучила в докладе на Конгрессе молодых учёных в Салехарде. Конгресс проходил с 14 по 16 октября и был посвящен проблемам мерзлоты, её изменений и адаптации к ней.
"Мы поняли, что метод, который мы предлагаем, достаточно точный, однако есть противоречие в том, что сеть базовых ГНСС-станций, предоставляющих поправки к расчёту географических координат, расположена на значительном удалении от объекта исследований. Другая проблема связана с деформацией геодезической реперной сети. И одно из наших предложений – создание для региона геодезической сети специального (отраслевого) назначения", – объясняет Александр Ерофеев.
Команда проекта также планирует создать библиотеку дешифровочных признаков для природных объектов и экзогенных процессов рельефобразования. К ним относятся различные бугры пучения, просадки и другие формы рельефа и процессы. Создаваемая библиотека ляжет в основу методики ранней и экспресс диагностики экзогенных процессов, приводящих к деформациям, и каталога типовых решений проблем деформаций на объектах линейной инфраструктуры Крайнего Севера.
Решения учёных ГГФ ТГУ будут применены в разрабатываемом в ЯНАО нормативно-техническом документе – стандарт организации (СТО) "конструктивно-технологические мероприятия по восстановлению земляного полотна автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард".
Источник:
Пресс-служба ТГУ