В завершающий день первого форума «Развитие Российской Арктики в программах деятельности НОЦ мирового уровня» участники обсудили последние технологические разработки для судостроительной и судоремонтной отраслей.
Заседание секции прошло в стенах профильного вуза – филиала САФУ, «Севмашвтуз», единственного в России учебного заведения, сохранившее интегрированную систему подготовки кадров «Завод-ВТУЗ», с образовательными программами, глубоко интегрированными в производство и научно-техническую деятельность.
Так, заместитель директора по научной работе Анастасия Шишкина представила исследования по технологическому управлению процессом при восстановлении гребных винтов. Применение аргоновой сварки вместо электро-дуговой дает более равномерное распределение напыляемого слоя, а значит, увеличивает прочность изделия.
Руководитель лаборатории ЦНИИ КМ «Прометей» НИЦ «Курчатовский институт» Дмитрий Куликов рассказал об особенностях напыления хромом и никелем сталей арктического класса с использованием лазера, что значительно повышает эксплуатационные характеристики металла.
В задачи материаловедов из ЦНИИ КМ «Прометей» входит и создание новых порошковых материалов - исходного сырья для аддитивного производства судовых деталей. 3D-печать сложных деталей для пропульсивных систем уже запущена и работает в центре судоремонта «Звездочка». Преимущества и недостатки технологии раскрыл инженер предприятия Антон Костылев.
Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» - одно из ведущих организаций в российской судостроительной промышленности по своему профилю, созданная для решения задач ремонта АПЛ. Генеральный директор акционерного общества Константин Куликов представил на форуме последние разработки своей организации. В частности, технологию обработки судовых фундаментов и станок судовой оснастки, которые позволяют значительно снизить трудозатраты в процессе производства.
Связующим звеном в реализации многих проектов, представленных на форуме, является
НОЦ «Российская Арктика», деятельность которого самым тесным образом связана с работой судостроительного кластера Архангельской области. Об истории этого взаимодействия и текущих планах рассказал проректор по инновационному развитию САФУ – научный руководитель НОЦ Марат Есеев.
Одна из самых перспективных разработок - методика гибридной (лазерно-дуговой) сварки металлических конструкций коллектива технологического отдела Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, которая значительно повышает скорость сварки и качество швов, и внедрения которой с нетерпением ждут на производстве корабелы «Севмаша».
Проблематику беспилотного и малоэкипажного судоходства по Северному морскому пути осветил доцент кафедры автономных информационных и управляемых систем «Военмеха» Александр Курицын. В основе проекта – обеспечение удаленного контроля и диагностики состояния технического оборудования.
Источник:
НОЦ "Российская Арктика"