Изменение общеарктической площади морских льдов в последние 20 лет происходит вдвое быстрее, чем за период 1979-1999 годы. К такому выводу пришли климатологи
Института географии РАН.
Статья Т. Матвеевой и В. Семенова
опубликована в высокорейтинговом журнале
Atmosphere. Одним из наиболее ярких проявлений происходящего изменения климата является быстрое сокращение площади арктического морского льда. При этом наблюдаются нелинейность и региональность изменений в разные периоды, на которой и было сосредоточено основное внимание авторов статьи.
Ученые выделили два принципиально разных периода – 1979-1999 годы и 2000-2019 годы. При региональном анализе структуры этих изменений выявлено, что в Баренцевом море в холодный период площадь морского льда стала сокращаться в период 2000-2019 годы быстрее в более чем два раза по сравнению с трендами в 1979-1999 годы.
Существенное увеличение скорости сокращения в более поздний период, по сравнению с более ранним, наблюдалось в теплый период в Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Бофорта морях, в Центральной части Арктики к югу от 80° северной широты, а также в Северо-Западных проливах Канадского Арктического архипелага.
С максимальной скоростью уменьшение площади морских льдов в целом в Арктике происходило в августе-октябре (сокращение со скоростью 860-880 тысяч квадратных километров за 10 лет). Показано, что с декабря по апрель наибольший вклад (до 80 процентов от общеарктического тренда) осуществлялся за счет сокращения площади морских льдов в Баренцевом и Охотском морях.
В июне-июле определяющая роль в изменении обещарктического тренда принадлежала Карскому морю, морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому морю. В августе-октябре основной вклад вносили Центральная Арктика южнее 80° северной широты и Восточно-Сибирское море. В ноябре-декабре наиболее существенную роль в общеарктическом тренде играли Баренцево, Карское, море Баффина и Гудзонов залив.
Ускоренное таяние арктического морского льда в начале XXI века может быть связано с увеличением антропогенного парникового воздействия, а также может отражать переход к новому динамическому состоянию с увеличением переноса тепла из океана и атмосферы в Арктику с активизацией положительной обратной связи в арктической климатической системе.
Источник:
Naked Science