"Ледовый навигатор" Севморпути - платформа Росатома для безопасного судоходства

26.05.2023

Научные и коммерческие учреждения из стран Европы и Северной Америки регулярно сокращают объем передаваемых российским коллегам данных, связанных с обстановкой в арктических морях. Частично компенсировать потери от ограничений на обмен информацией должна единая цифровая платформа сервисов Северного морского пути (СМП), рассказал в среду на научно-деловой конференции POLAR 2023 в Петербурге заместитель директора Дирекции Северного морского пути ГК "Росатом" Максим Кулинко.

"Сегодня у нас проходит регулярное отключение от различных источников данных, которые предоставляли американцы, европейцы, ряд других товарищей, которые, в силу современных условий, данные предоставлять отказываются. Это и спутниковые данные, и метеостанции. Конечно, когда мы заходим на восток, и понимаем, что мы отчасти слепы и глухи, то справедливый вопрос - а как обеспечить судоходство? Поэтому правительством Росатому и поручено создать такую цифровую систему, мы над ней активно работаем", - сообщил Кулинко.

Система, которую еще называют "ледовым навигатором" Севморпути, должна быть введена в эксплуатацию в конце 2024-го - начале 2025 года, отметил Кулинко. Платформа должна будет объединить около девяти сервисов с широким профилем данных от ледовой обстановки до загруженности портов на СМП. В конечном счете, благодаря платформе, по словам Кулинко, любой участник движения на Севморпути сможет получать с планшета доступ к широкому спектру данных и исходя из них принимать решения для безопасного судоходства.

Кулинко также отметил, что в перспективе систему необходимо будет максимально расширять, объединяя цифровую платформу Росатома с различными массивами данных, которые собирают научные учреждения, коммерческие компании. Сейчас, по его мнению, важная информация по Арктике в целом и по Севморпути в частности разрознена и не аккумулируется в одном месте, что следует исправить.

Со своей стороны, подразделения Росатома будут активно внедрять беспилотные летательные аппараты, оснащенные камерами и локаторами, снабжать суда бортовыми измерительными комплексами, которые позволят отслеживать толщину льда на различных участках, его давление на корпуса. Кулинко добавил, что спутники системы ГЛОНАСС, конечно, работают на СМП, но большие группировки спутников стран Европы и Северной Америки также создают важные массивы радиолокационных данных, которые сейчас зачастую недоступны. В связи с этим необходимо максимально расширять собственные мониторинговые системы.

Научно-деловая конференция POLAR - ведущее отраслевое событие, призванное объединить на одной площадке представителей органов государственной власти, бизнеса и науки, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В 2023 году участие в конференции принимают около 500 участников.

Источник: ТАСС