В Полярном геофизическом институте в Мурманске разработан проект улучшения качества и дальности радиосвязи для обслуживания судов Северного морского пути (СМП), сообщает "Октагон". Учёные предложили поднять в воздух беспилотники с передатчиками, которые образуют парящий волновой канал на всём протяжении водного коридора.
Проект полярников основан на обмене и ретрансляции сигналов в диапазоне коротких и промежуточных волн (КВ и ПВ) с береговыми радиостанциями. Антенное устройство, установленное на дронах, может обслуживать суда Северного морского пути, автомобили, геологические партии, а также удалённые пастбища оленеводов в Арктике. Согласно описанию разработки, квадрокоптеры должны зависать или передвигаться над землёй друг за другом по маршруту формирования направленного излучения.
Как рассказывают "Октагону" в Полярном государственном институте, на протяжении всего водного коридора есть сложности с организацией радиосвязи, особенно в полярных широтах.
"Связь на СМП не очень устойчива и зависит от космической погоды. Частые неоднородности в этом регионе, вспышки на солнце, полярные сияния создают помехи в радиосвязи, в том числе GPS и ГЛОНАСС, КВ и УКВ. К тому же антенные системы на судах не очень развиты. Наша более эффективна, потому что содержит больше элементов и у неё высокая направленность. На протяжении всей этой судоходной магистрали у населённых пунктов в устьях рек есть стационарные узлы связи. Можно организовать передачу сообщений с ними", – поясняют разработчики.
По мнению специалистов института, для реализации проекта на судне, следующем по маршруту СМП, достаточно четырёх-пяти дронов, которые будут передвигаться вместе с плавсредством.
Сегодня бюджетный дрон с нагрузкой от 200 граммов до 1 килограмма в зависимости от комплектации обойдётся в 20–100 тыс. рублей. Также при выборе оборудования предстоит учитывать сложные климатические и метеорологические условия Арктики (в частности, низкую температуру и сильный ветер), длящиеся до восьми-девяти месяцев в году.
Проект объединил специалистов двух научных центров Мурманска. В число соавторов разработки входит доцент кафедры радиоэлектронных систем и транспортного радиооборудования Мурманского государственного технического университета
Владимир Милкин.
"Для реализации подойдут простейшие и дешёвые квадрокоптеры с ретранслятором, грузоподъёмностью максимум 1 килограмм. Мы предлагаем несколько, чтобы создать антенную решётку типа “волновой канал”", говорит ученый. Вдоль Севморпути на береговых и базовых станциях работают средневолновые радиостанции, которые могут передавать сообщения о бедствии, внеочередные навигационные оповещения и штормовые предупреждения в морские спасательные координационные центры. Однако, по словам Милкина, коммуникация ухудшается за 70-й параллелью северной широты. Также проект будет интересен оленеводам, которые обычно используют УКВ-радиостанции. Имеющий её запускает квадрокоптер в случае появления помех в связи и принимает сигналы посредством мобильной антенны. Развитие судовой морской радиосвязи на маршруте Северного морского пути в Арктике и использование для её улучшения беспилотников регулярно становятся предметом обсуждений в научном сообществе, среди компаний – пользователей важнейшей российской судоходной магистрали и военных специалистов. Два года назад в качестве эксперимента предлагалось реализовать передачу сообщений в КВ-диапазоне между объектами инфраструктуры в районе Новосибирских островов. В 2019 году учёные Санкт-Петербургского политехнического университета создали оборудование для метеорной связи для обмена сообщениями в приполярных областях. Регулярно звучат предложения об увеличении количества пунктов передачи данных, береговых и базовых станций морских районов для увеличения безопасности и эффективности мореплавания на трассах СМП.
Источник:
Октагон