В начале августе коренные ненцы празднуют день оленя, время, когда ушедшие на север оленеводы разворачивают стада и идут на юг к местам зимовки. Cтарший преподаватель кафедры культурологи Северного (Арктического) федерального университета, сотрудница соломбальской верфи "Поморский коч", экскурсовод и специалист по ненецкой культуре
Марина Титова рассказала, почему поворот на зимовку случается у ненцев так рано и как она изучает быт и культуру оленеводов.
Марина Владимировна, как давно вы изучаете ненецкие обычаи?
Впервые я начала знакомиться и изучать ненецкую культуру в 2012 году во время пешей экспедиции на полуостров Канин, под названием "Ненцы и поморы, дружба сквозь столетия". Мы прошли с мыса Канин нос на юг до села Несь, оленеводов не видели, но общались с представителями ненецкой культуры. Второй опыт был в 2016 году во время экспедиции Арктического плавучего университета. В населённом пункте Варнек мы проводили социально-экономические исследования, узнавали, как жили и живут ненцы в Заполярном посёлке. В 2020 году, завершая учёбу в аспирантуре САФУ, я переехала в Салехард ЯНАО. Там работала в музейно-выставочном комплексе имени Ивана Шемановского старшим научным сотрудником, этнографом. А этнограф в Салехарде, это, прежде всего, ненецкая культура. Я прожила в ЯНАО полгода. Вернувшись в Архангельск, продолжаю исследования. В 2021 году с товарищем из Москвы, из музея кочевой культуры мы прошли Ямальский полуостров на байдарке, где нам удалось десять дней покочевать по территории Ямала с оленеводами.
Расскажите, почему праздник перехода к зимним пастбищам празднуется так задолго до зимы?
Этот государственный праздник приурочен к этому процессу, но 2 августа переход начинают стада, которые ушли слишком далеко на север, остальные снимаются с летних пастбищ в середине августа, потому что зима в Заполярье начинается гораздо раньше, чем здесь. Летом оленеводы перегоняют стада на север, где больше ветра и меньше кровососущего гнуса, олени лучше переносят летний сезон без комаров в прохладном климате, а зиму удобнее проводить на территории лесотундры, потому что там есть дрова, которыми можно комфортнее отапливать жилище. В лесной зоне снег более рыхлый, и оленям проще выкапывать ягель, лишайник, а в тундре из-за ледяных дождей на снегу образуется ледяная корка.
Насколько этот праздник важен для оленеводов?
Этот праздник важен, он государственный, профессиональный. Наряду с ним ненцы празднуют окончание полярной ночи, поворота года с зимы на весну, это считается добрый знак. Кроме того, у них есть любимый зимний праздник День оленевода, который празднуется с февраля по апрель без фиксированной даты в разных сёлах по-разному. Он как раз связан с поворотом стад с южных стойбищ на северные, где они проводят лето. В этот период происходит много встреч между людьми, в честь которых оленеводы устраивают праздник. Такие встречи редкие, ведь каждая семья столетиями ходит закреплённым за ней маршрутом. Ненцев можно разделить на кочующих ненцев, они называют себя
"неней ненече" — настоящие люди, и всех остальных, которых затронула глобализация. Но и те и другие празднуют и любят новый год, день рождения и другие праздники.
В каких работах вы описали результаты ваших исследований?
Во время учёбы в САФУ выходили статьи по оленеводству, ямальскому волоку. Я сотрудничаю с гильдией межэтнической журналистики, пищу материалы про ненцев, про чум, про одежду, про орнаменты, про оленеводство. На сайте гильдии можно найти как текстовые статьи, так и смонтированные видеоролики. Сейчас с некоммерческой организацией "Зеленая Арктика" (Салехард) мы создаём сайт посёлка Сеяха, это один из самых северных населённых пунктов полуострова Ямал, с постоянным населением — ненцами. Сайт будет оформлен в виде сеяхинской азбуки, где каждой букве соответствуют реалия в посёлке или явление ив ненецкой культуре, например, они собирают мох — нярцу, который используют в аптекарском и лечебном деле.
Источник:
Пресс-служба САФУ имени М.В. Ломоносова