В конце апреля на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики», посвященная Году культурного наследия народов России. Партнерами конференции выступили Национальный арктический научно-образовательный консорциум, Петрозаводский государственный университет, Мурманский арктический государственный университет, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Северный морской музей (город Архангельск) и Музей народных промыслов и ремесел Приморья (поселок Уемский, Приморский район Архангельской области). В конференции приняли участие ученые из САФУ, Национального парка «Русская Арктика», Мурманского арктического государственного университета, Петрозаводского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и других образовательных, научных, культурных, духовных учреждений и органов власти.
Конференция объединила 171 исследователя из 25 организаций, представляющих 15 разных городов России. Конференция начала свою работу 27 апреля с круглого стола «Культурное наследие Русского Севера и Арктики: региональный аспект», организованного на базе Городской детской библиотеки № 1 имени Е.С. Коковина. Участники круглого стола обсудили культурное и религиозное наследие Русского Севера и Арктики, вопросы этнокультурного брендинга, визуализации и цифровизации культурного наследия народов Арктики, а также познакомились с обновленным пространством библиотеки, организованным в виде разных «островков», отличающихся по своей тематике и функционалу.
Официальное открытие конференции состоялось 28 апреля на пленарном заседании, организованном в онлайн-формате. В начале заседания с приветствием выступил Марат Есеев, проректор по инновационному развитию САФУ имени М.В. Ломоносова — научный руководитель НОЦ мирового уровня «Российская Арктика», доктор физико-математических наук, председатель оргкомитета конференции. Марат Каналбекович отметил актуальность и своевременность обсуждаемых на конференции вопросов, географическую широту участников и пожелал успехов в проведении мероприятий конференции. Далее прозвучали доклады ученых, представляющих различные учреждения, являющиеся организаторами и партнерами конференции. Галина Жигунова, доктор социологических наук, заведующая кафедрой философии и социальных наук Мурманского арктического государственного университета представила доклад «Нетипичный» ребенок в представлениях населения Евро-Арктического региона России». В докладе Галины Владимировны звучали данные о восприятии детей с отклонениями в здоровье населением различных арктических регионов России, в том числе Архангельской области. Сбор данных стал возможен благодаря финансовой поддержке РНФ и сотрудничеству с администрациями областей, в которых проводилось исследование. Валентина Волохова, кандидат исторических наук, доцент кафедр отечественной истории Петрозаводского государственного университета предложила участникам пленарного заседания поразмышлять над проблемой инструментализации памяти и проиллюстрировала данный вопрос восприятием петрозаводчанами шотландского инженера и общественного деятеля Чарльза Гаскойна, сыгравшего важную роль в становлении промышленности Карелии. Александр Хатанзейский, научный сотрудник отдела сохранения историко-культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика»», и Алексей Усов, младший научный сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН, представили присутствующим результаты своих археологических и культурно-этнографических экспедиций на остров Северный архипелага Новая Земля и в Онежское Поморье. Большое количество фотографий аутентичных экспонатов и их описание позволило слушателям совершить виртуальные экскурсии по Новой Земле и по поселениям Онежского района Архангельской области. Александр Тамицкий, кандидат политических наук, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ познакомил слушателей с результатами опроса и интервью молодых людей, проживающих в Архангельской области и Ненецком автономном округе, выявляющими состояние межэтнических отношений молодежи в регионах Российской Арктики.
Тематические направления исторического осмысления культурного наследия Арктики, социальных вопросов устойчивого развития населения арктических территорий, обозначенные докладчиками пленарного заседания, а также ряд других тем были продолжены в рамках секций и круглых столов.
Заседание секции «Комплексное изучение развития территорий: исторический опыт и современные подходов» открылось докладом Василия Абрамовского, заведующего отделом научно-образовательной и просветительной работы ГБУК АО «Севмормузей», познакомившего слушателей с малоизвестными источниками по истории легендарного плавания ледокольного парохода «А. Сибиряков» 1932 года. Оживленную дискуссию вызвал доклад доктора исторических наук, профессора кафедры отечественной истории САФУ Татьяны Минаевой, поднявший проблему качества исторических знаний студентов о роли Петра I в развитии Русского Севера. С докладом «Старообрядчество как человеческий капитал Севера России в конце XVIII–XIX веке» выступила Наталья Кузнецова, доцент кафедры отечественной истории ПетрГУ. Своеобразная перекличка получилась между докладами Арсения Лискова (ПетрГУ), Александры Васиной, младшего научного сотрудник научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УРО РАН, Натальи Петровой и Ольги Чураковой (САФУ), посвященных проблемам изучения и репрезентации в литературе и языке традиционного культурного ландшафта Европейского Севера России. Сложный и неоднозначный исторический опыт освоения печенгских недр АО «Кольская ГМК» («Печенганикель») был представлен в онлайн-докладе методиста по научно-просветительской деятельности Печенгского округа Мурманской области Анны Чурлик.
В секции «Международное сотрудничество и соперничество в Арктическом регионе» содержание докладов было очень разнообразно и охватывало сразу несколько актуальных и фундаментальных проблем международного сотрудничества и соперничества: международные отношения в Арктике в условиях трансформации мирового порядка, научная дипломатия, международное сотрудничество в целях развития СМП, перспективы российско-китайского сотрудничества, международное сотрудничество в Арктике в новых условиях. К работе секции были привлечены ученые из Северного (Арктического) федерального университета и Санкт-Петербургского государственного университета. С докладами выступили, как и состоявшиеся ученые, так и молодые ученые, аспиранты и студенты.
На секции «Человеческий капитал и качество жизни населения Арктики» темы выступлений были довольно разнообразны, но вызвали живой интерес участников. Так, соискатель кафедры философии и социологии САФУ Артем Вахрушев выступил с докладом, посвященным теме борьбы с бедностью, в том числе на территории Арктических муниципалитетов Архангельской области. Проблема сохранения населения на северных территориях и создания условий для комфортного проживания и трудовой деятельности перекликается с докладом доцента кафедры философии и социологии САФУ Марины Ненашевой, который был посвящен жизнестойкости локальных сообществ Севера России в контексте глобальных вызовов современности. Одним из важнейших аспектов современной ситуации является экологическая справедливость, о чем рассказала доцент кафедры философии и социологии САФУ Наталья Кукаренко. Также на секции выступила заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического государственного университета Юлия Афонькина с докладом об отношении представителей регионального социума к «нетипичному» ребенку. Кроме того, с интересным докладом выступила студентка 2 курса Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета Владелена Горохова, осветив тему молодежного предпринимательства как социального лифта развития молодёжи.
В секции «Государство, политика и управление в Арктическом регионе» особый интерес аудитории вызвали сообщения Екатерины Тамицкой (САФУ) «Историческое сознание молодежи Архангельской области в условиях социально-политических трансформаций», Константина Фомина (САФУ) «Факторы этнизации рабочей силы в Архангельской области», Виктории Крицкой (ВШЭУиП САФУ) «Управление экосистемой Северо-Арктического региона России: карбоновые полигоны» и Светланы Рожневой (ПетрГУ) «Политика цифровизации арктической зоны Республики Карелия».
Докладчиками секции «Медиакоммуникации в Арктическом регионе» стали преподаватели кафедры ЖРиСО САФУ, а также преподаватели и студенты СВФУ (Якутск). Доклады участников по тематике условно можно разделить на три группы: вопросы продвижения территорий, популяризации языка, осуществления рекламной деятельности; актуальные вопросы современного журналистского творчества; методические вопросы, связанные с осуществлением практической подготовки обучающихся и обучения с использованием ЭО и ДОТ.
Объединяющей темой всех выступлений секции «Современные вызовы трансформации языкового образования в Северо-Арктическом регионе» стало обсуждение изменений, характеризующих высшую школу и языковое образование в Северо-Арктическом регионе. В результате обсуждения участники секционного заседания пришли к заключению о необходимости ведения комплексной и систематической работы по изменению мышления преподавателей высшей школы для обеспечения ответа на стоящие перед ними вызовы и трансформации.
В секции «Роль ESP в преодолении Арктических вызовов» участвовали 7 докладчиков, все доклады были представлены в очном формате. Наибольший интерес и дискуссию вызвали доклады Жанны Елуковой (САФУ) «Профилактика токсичного дискурса как способ сохранения культурного кода» и Светланы Жемчуговой «Реализация подхода CLIL (предметно-интегрированное преподавание) в иноязычной подготовке будущих педагогов языкового образования».
Среди тем секции «Устойчивое развитие населения арктических территорий: социальная политика и социальная работа» следует отметить такие, как социальная активность молодежи, технология открытого пространства, киберспорт в аспекте профилактики видеоигровой зависимости, пробация несовершеннолетних осужденных, профессиональные планы будущих специалистов социальной сферы, особенности профилактики жестокого обращения, независимая оценка качества оказания услуг и многое другое. По итогам мероприятия каждому участнику были высланы электронные сертификаты конференции с уникальным дизайном от бренда клуба «Студенческая кофейня».
В секции «Арктический туризм и медиа-имидж Арктики» приняли участие преподаватели и молодые ученые из Архангельска, Мурманска, Кировска (Мурманская область) и Петрозаводска. Заседание секции началось с интереснейшего доклада Зои Желниной, к.филос.н., доцента кафедры сервиса и туризма Мурманского арктического государственного университета, которая рассмотрела феномен холода и его роль для арктического туризма. Наталья Журавель, канд. ист. наук, доцент кафедры религиоведения и истории Амурского государственного университета, обратилась к анализу опыту Канады в организации арктического туризма. Молодые участники секции из г. Кировска Анастасия Ковалева и Алина Гетьманцева представили целый бизнес-проект по организации всесезонного туристического предприятия в Хибинах с включением в программу для туристов элементов традиционной саамской культуры. Студентка отделения журналистики Петрозаводского государственного университета Анастасия Петрова проанализировала медиаобраз карельского севера на примере села Кереть, расположенного на карельском побережье Белого моря и обладающего богатейшей историей, а ныне необитаемого. Все прозвучавшие доклады вызвали большое количество вопросов, а участники обсуждения получили импульсы для продолжения своих научных изысканий.
Участники секции «Лингвистические исследования в Северо-Арктическом регионе: история и современность обсудили использование искусственного интеллекта в переводе, методы экспертной и автоматической оценки качества перевода, предредактирование текстов для машинного перевода, постредактирование машинного перевода, функционирование лексических и терминологических единиц в специальных текстах, связанных с важнейшими для Северо-Арктического региона сферами (экономика, социальная работа, туризм, морское дело), историю отечественной лексикографии, а также обучение иностранному языку и переводу на русском Севере в Великую Отечественную войну (1941–1945 гг.).
Все выступления участников круглого стола «От теории языка к практике преподавания в век информации» носили практически ориентированный характер, и участники дискуссии могли получить конкретные примеры того, как можно организовать симуляционную игру для студентов вуза, подготовить обучающихся к практике в Германии или научить их эффективно составлять творческие письменные работы на разных уровнях обучения. В ходе коллективного обсуждения выступлений круглого стола появилось несколько практических идей, в частности, по созданию студенческого блога или сайта с возможностью публикации реальных работ студентов, создаваемых на занятиях по иностранным языкам в вузе.
В заседании круглого стола «Арктические регионы России в XXI веке: запрос на духовность» приняли участие представители духовенства и органов власти Архангельской области, а также ученые САФУ. Особый интерес у слушателей вызвал доклад секретаря епархиального управления Архангельской и Холмогорской митрополии Архангельской епархии протоирея Валерия (Суворова), который рассказал об исторической роли православия в развитии Русского Севера и обратил внимание на важность сохранения исконных духовных ценностей для будущих поколений. Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка Елена Молчанова выступила с докладом «Благополучие детства: новые вызовы, решения, возможности». Она рассказала о трудностях, с которыми сталкивается современная система образования в воспитании молодежи. Участники круглого стола согласились, что современное образование невозможно без духовного, нравственного воспитания детей. Завершая круглый стол, собравшиеся отметили важность постоянного сотрудничества представителей духовенства, региональной власти и ученых и выразили надежду, что подобные встречи станут регулярными.
Продолжить дискуссию по тематике, представленной участниками конференции, можно в публикациях сборника статей с индексацией в РИНЦ, в который идет сбор статей. Прием публикаций завершается 15 мая.