Кольский залив загрязнен: экологи оценили риски для Баренцева моря и Арктики
<p>
</p>
<div>
Изучение состава углеводородов в поверхностном микрослое (на границе раздела фаз вода-воздух), воде, льдах и осадках Баренцева моря регулярно выполняется Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН для определения их происхождения – природного или антропогенного, чтобы дать оценку загрязненности акваторий шельфа нефтью и нефтепродуктами. <br>
<br>
<i>"Показано, что в воде и осадках доминируют соединения углеводородов природного происхождения",</i> — <a target="_blank" href="https://mskgazeta.ru/obshchestvo/kol-skij-zaliv-zagryaznen-ekologi-ocenili-riski-dlya-barenceva-morya-i-arktiki-14371.html"><span style="color: #00aeef;">рассказала</span></a> "Московской газете" исполняющая обязанности заместителя директора по научной работе геологического направления Института океанологии РАН, руководитель лаборатории, кандидат геолого-минералогических наук <b>Марина Кравчишина</b>. — <i>"Источниками углеводородов являются морская биота, а также разгружающиеся на дне метансодержащие флюиды, поступающие из осадочных толщ и связанные, очевидно, с дегазацией углеводородов над нефтегазовыми залежами. Антропогенным источником углеводородов является прежде всего судоходство на юге Баренцева моря. Согласно данным из космоса и нашим натурным наблюдениям, в южной части Баренцева моря сосредоточено наибольшее количество нефтяных плёнок. Загрязнение в районах судоходных путей (транспортировка грузов, нефтепродуктов и рыболовство) отмечается, но не является угрожающим для экосистемы Баренцева моря. Существенное </i><a target="_blank" href="https://murmansk.rbc.ru/murmansk/16/07/2024/66964b549a79472e1865c79f?ysclid=m5rxkqiq6t128820061"><span style="color: #00aeef;"><i>загрязнение</i></span></a><i> нефтепродуктами наблюдается только в районах портовых сооружений в Кольском заливе".</i> <br>
<br>
Что касается загрязнения воды, гидробионтов и осадков Баренцева моря тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами (например, медь, кадмий, свинец, никель, хром, мышьяк и другие), этот вопрос требует более тщательного исследования ввиду климатических изменений, которые наблюдаются на Западно-Арктическом шельфе Северной Евразии, отметила учёный. <br>
<br>
Из-за климатических колебаний биогеохимические циклы многих химических элементов могут претерпевать существенные изменения в экосистеме Баренцева моря. Известно, что концентрации хрома, никеля и кобальта в его осадках существенно выше фоновых значений, характерных для морских осадков арктических морей. Поступление никеля и кобальта в морскую среду, очевидно, связано с добычей и переработкой кобальтоникелевых руд на Кольском полуострове. Однако в целом для открытых районов Баренцева моря не наблюдается значимого загрязнения тяжелыми и токсичными металлами и металлоидами. Можно говорить лишь о слабом влиянии антропогенных источников поступления тяжелых металлов в открытые районы моря. <br>
<br>
В то же время антропогенное воздействие на береговую зону и морскую экосистему Кольского залива может вызывать большую тревогу. В Кольском заливе наблюдается загрязнение такими химическими элементами, как свинец, цинк, кобальт, ртуть, никель, кадмий, медь и мышьяк. Разные уровни (от сильного до умеренного) загрязнения воды и осадков в разных районах залива. В районах портовых сооружений поверхность дна часто покрыта техногенных мусором. <br>
<br>
<i>"В настоящее время уровни загрязнения воды и осадков Баренцева моря долгоживущими радионуклидами не превышают фоновых значений или ниже таковых. Только на литорали Кольского и Мотовского заливов в макрофитах могут накапливаться повышенные концентрации радиоактивных изотов цезия", </i>— заключила Марина Кравчишина. <br>
<br>
Если говорить о нефтезагрязнении Баренцева моря, то это сотни тонн нефтепродуктов в год, сообщил "Московской газете" исполнительный директор проекта "Земля касается каждого" <b>Владимир Чупров</b>. - <i>"Это то, что приносится в Баренцево море по реке Печора. Если говорить о Кольском заливе, там другой показатель — предел допустимых концентраций, как правило, превышает допустимый показатель по нефтепродуктам. Запасы, популяции промысловых рыб в Баренцевом море во многом истощены. Рыбодобыча в регионе эксплуатирует около 20 видов рыб. Пластиковое загрязнение: н</i><i>аблюдается сильный вынос к берегам рыболовецких снастей, выполненных из полимеров. Это присуще любой современной акватории, и арктической тоже. Заброшенные участки на берегу, посёлки, гаражи — там часто находятся протекающие бочки с ГСМ, какая-нибудь бесхозная химия, всё это тоже просачивается в Баренцево море. Нефтеперевозки по Баренцеву морю: там нет танкеров "река-море", меньше аварий по сравнению с Керченским проливом, но риски остаются".</i> <br>
<br>
Есть и ещё один фактор: дым и сажа ландшафтных пожаров в европейской части России доходят до Баренцева моря и Арктики и вместе с продуктами деятельности платформы "Приразломная" ускоряют таяние арктических льдов. Отдельно стоит отметить, что любой танкер, перевозящий нефть и нефтепродукты по Баренцеву морю, рискует столкнуться с айсбергом, попадая в арктический туман, это очень серьёзные риски для любого судна в период дрейфования айсбергов, заключил Владимир Чупров.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://mskgazeta.ru/obshchestvo/kol-skij-zaliv-zagryaznen-ekologi-ocenili-riski-dlya-barenceva-morya-i-arktiki-14371.html"><span style="color: #00aeef;">Московская Газета</span></a>
</div>
<p>
</p>
Учёные Лавёровского центра выяснили, как на Севере России появилась речная дрейссена
<p>
</p>
<div>
Речная дрейссена (<i>Dreissena polymorpha</i>) – обитающий в пресных и солоноватых водах двустворчатый моллюск, который за последние десятилетия существенно расширил границы своего ареала. Как показывает мировая практика, его способность образовывать скопления с чрезвычайно высокой плотностью может представлять угрозу для гидротехнических объектов. Учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН выявили особенности распространения чужеродного вида на Европейском Севере России. <br>
<br>
<i>"Дрейссена полиморфа относится к числу агрессивных видов-инвайдеров. Но если ситуация с его расселением в Западной Европе и Северной Америке была изучена достаточно основательно, то на территории России и Белоруссии исследований было проведено немного. Очевидно, что для Европейского Севера России этот вид чужеродный, но откуда он к нам пришёл было неизвестно",</i> – констатирует директор Лавёровского центра, чл.-корр. РАН <b>Иван Болотов</b>. <br>
<br>
Первое упоминание этого вида связано с именем учёного-энциклопедиста немецкого происхождения Петра Симона Палласа, обнаружившего дрейссену в реке Урал в 1769 году. Сейчас моллюска-зебру, называемого так из-за характерного полосатого рисунка на раковинах, часто упоминают в контексте ущерба объектам гидроэнергетики в Северной Америке. Известны случаи, когда образовавшиеся в трубопроводах друзы (скопления сросшихся особей) снижали эффективность систем охлаждения и оборотного водоснабжения на энергообъектах в США.<br>
<br>
<i>"Дрейссена входит список 100 наиболее опасных чужеродных видов в мире: она способна трансформировать экосистемы. Но в основном изучается её экология, взаимоотношения с другими организмами и окружающей средой, а не генетика. Поэтому наше многолетнее исследование было посвящено генетическому разнообразию северной популяции и вопросам расселения вида из нативного ареала",</i> – говорит директор Института биогеографии и генетических ресурсов Лавёровского центра <b>Юлия Беспалая</b>. <br>
<br>
Нативный ареал Dreissena polymorpha – реки Понто-Каспия (бассейнов Чёрного, Азовского и Каспийского морей). Как отмечает научный сотрудник музея центров биоразнообразия ФИЦКИА УрО РАН <b>Оксана Травина</b>, распространение дрейссены в мире во многом было связано с деятельностью человека – строительством каналов, соединяющих водоёмы, и развитием судоходства. <br>
<br>
"Речные зебры" ведут малоподвижный образ жизни, зачастую прикрепляясь к раковинам других мягкотелых. Будучи активными биофильтраторами, дрейссены конкурируют с иными видами моллюсков за питание, влияя на состав воды и стимулируя появление новых организмов. <br>
Река Северная Двина фактически является северной границей распространения полиморфы. Впервые она была здесь найдена в конце XIX века. <br>
<br>
<i>"Нельзя сказать, что в Северной Двине развилась большая, плотнозаселённая популяция. Скорее всего, такому развитию препятствуют суровые условия среды и химические показатели воды. Тем не менее, дрейссена встречается по всему руслу реки. Ранее предполагалось, что этот вид здесь не размножается, а присутствует за счёт заносов личинок. Наши исследования показали, что она здесь прекрасно себя чувствует. Начинает сезон размножения при температуре 12 °С, хотя ранее были данные, что такое возможно преимущественно при температуре не ниже 15 °С", </i>– объясняет Оксана Травина. <br>
<br>
Пути расселения "зебры"-инвайдера на Европейском Севере России помогли установить молекулярно-генетические исследования. Для анализа генетического разнообразия и определения векторов распространения дрейссены использовались гены-маркеры митохондриальной и ядерной ДНК (ген первой субъединицы митохондриальной цитохром оксидазы и ядерные последовательности ITS2 (внутренние транскрибируемые спейсеры рибосомальных генов)). <br>
<br>
Полученные данные и моделирование позволяют говорить о том, что инвазивные популяции дрейссены пришли в реки бассейна Белого моря из водоёмов Каспийского бассейна. Было подтверждено, что популяции в реках бассейна Балтийского моря происходят из бассейна Чёрного моря. Кроме того моделирование показало, что популяции "зебр" из рек бассейна Азовского моря могли также стать источником инвазий в зону Балтики и Беломорья. <br>
Генетика этого вида моллюсков до сих пор представляет собой загадку.<br>
<br>
Как сообщил ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной экологии и биогеографии Лавёровского центра <b>Александр Кондаков</b>, анализ 28S рибосомной РНК, выделенной из биологического материала некоторых особей "северных" дрейссен, демонстрирует существенную генетическую дистанцию и с <i>Dreissena polymorpha</i>, и с распространённым в России близкородственным видом полиморфы – <i>Dreissena rostriformis</i>. И это при том, что и по морфологическим признакам, и по результатам анализа цитохром-с-оксидазы – это дрейссена полиморфа, подчёркивает учёный. <br>
<br>
Исследователи предполагают, что ранее неизвестный вариант 28S рибосомной РНК может быть результатом гибридизации видов. Другая гипотеза допускает, что это может быть "генетический след", своего рода "атавистический отпечаток" уже вымершего вида дрейссен, который смог перенести свой генетический материал с помощью близкородственного вида. <br>
<br>
Работа с гипотезами будет продолжена в рамках проекта молодого учёного Лавёровского центра Оксаны Травиной "Генетическое разнообразие, филогеография инвазионного вида Dreissena polymorpha (Pallas, 1771) в нативном и инвазионном ареалах", получившего поддержку Российского научного фонда.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://fciarctic.ru/Articles/Zebra-invayder-uchyonie-Lavyorovskogo-centra-viyasnili-otkuda-na-Evropeyskom-Severe-Rossii-poyavilas-rechnaya-dreyssena"><span style="color: #00aeef;">ФИЦКИА УрО РАН</span></a><span style="color: #00aeef;"><br>
</span>
</div>
Ученые установили возраст поморской лодки, найденной на Новой Земле
<p>
</p>
<div>
Ученые установили возраст поморской лодки, которая была найдена на Оранских островах архипелага Новая Земля, <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/22828547"><span style="color: #00aeef;">передает корреспондент ТАСС</span></a>. Старинное судно нашли в 2016 году, в течение нескольких лет лодку пытались вывезти, но удалось только в ходе рейса Арктического плавучего университета в 2022 году. <br>
<br>
Находку привезли в Архангельск на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов". С тех пор исследователи пытались определить, как давно и где построили эту лодку, на которой поморы ходили на промысел морского зверя на самом севере полярного архипелага. Карбас был не склепан, а сшит вицами. Это очень старая технология строительства морских судов, которая применялась в течение многих столетий. <br>
<br>
<i>"Мы знаем точную датировку лодки, это самый конец XVII века, 1691 год. Процент вероятности очень высок, что именно в этом году была срублена эта лодка", </i>- рассказал ТАСС начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка <b>Евгений Ермолов</b>. -<i> Локация, где лодка была построена - это Карельский берег Белого моря".</i> <br>
<br>
Именно Ермолов нашел уникальный артефакт в 2016 году. В ходе спецоперации с Оранских островов удалось вывезти около 70 фрагментов старинного судна. Они оказались в песчаной линзе, что способствовало сохранению деревянных деталей. <br>
<br>
Удалось выяснить, что лодка была длиной семь метров, шириной около двух метров. В более поздней терминологии такое судно называлось "разъездной карбас". Его использовали, чтобы с большой лодьи (поморское парусное судно) доставлять людей на берег, а также охотиться за белухами, моржами и тюленями. <br>
<br>
Чтобы определить возраст деревянного сооружения, исследователи смотрят на годичные кольца и сравнивают с известными данными. Таких уже довольно много, для каждого региона построены свои шкалы. Чем больше годичных колец в образце, тем лучше. Исследования проводили в Институте географии РАН под руководством заведующего лабораторией дендрохронологии <b>Владимира Мацковского</b>. <br>
<br>
<i>"Сначала пользовались щадящей методикой, то есть не распил, а просто зачищали поверхности гладкие, там, где выветрено, затерто, замято. Вычищали поверхности, фотографировали, делали макросъемку, считали кольца. Но этого было мало для точной датировки",</i> - пояснил Ермолов. - <i>"И мы решили пожертвовать некоторыми деталями, распилить их. Так мы отобрали пять образцов".<br>
</i> <br>
Расчеты заняли около полугода - удалось определить не только год постройки, но и место. Вероятно, экспедицию на север Новой Земли отправил Соловецкий монастырь, на тот момент это был один из крупнейших "хозяйствующих субъектов" северо-запада России. <br>
<br>
<i>"Организация экспедиции на самый север Новой Земли - это дело довольно дорогое. Либо это пайщики, состоятельные поморы, делали вскладчину, либо крупные монастыри могли такую экспедицию организовывать. В монастырях есть для этого все: ресурсы, деньги, люди и <...> рынки сбыта",</i> - пояснил историк. - <i>"Они туда шли для промысла моржового клыка, это был почти полудрагоценный материал, который дальше можно было прекрасно реализовывать".</i> <br>
<br>
По словам Ермолова, датировка находки позволяет показать, что поморы к концу XVII века активно осуществляли промысел в высоких широтах и хорошо знали арктические районы. <i>"На борту этой лодки были аутентичные поморы. Петр I приедет сюда только через два года",</i> - сказал историк. - <i>"Это были очень самобытные, самодостаточные, экономически предприимчивые люди сильного характера. И хорошие мореплаватели". </i>Следующий шаг работы с находкой - это создание реконструкции самой древней поморской лодки. <br>
<br>
<i>Национальный парк "Русская Арктика" - самая северная и самая большая в России особо охраняемая природная территория. В ее состав входит архипелаг Земля Франца-Иосифа и северная часть архипелага Новая Земля. Территория нацпарка является одной из самых труднодоступных не только в России, но и в мире.<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/22828547"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a>
</div>
<p>
</p>