Океанологи открыли неизвестные ранее течения, влияющие на тепловой баланс морей российской Арктики
<div>
Российские ученые исследовали циркуляцию вод в желобе Святой Анны — своего рода "бутылочном горлышке", через которое проходит значительная часть теплых вод из Северной Атлантики в Арктику. Авторам удалось обнаружить новые течения, которые влияют на тепловой баланс региона, тем самым ускоряя локальное таяние морских льдов летом и замедляя их образование зимой. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда и опубликованной в журнале Frontiers in Marine Science, позволят океанологам и климатологам прогнозировать будущие последствия глобального потепления в Арктике.<br>
<br>
В последние десятилетия в Арктике происходят наиболее существенные климатические изменения по сравнению с другими районами Земли. Среди их важнейших проявлений — увеличение температуры воздуха и сокращение площади морского льда. Средняя температура воздуха в Арктике увеличилась на 2–3°С с начала индустриальной эпохи, что в несколько раз больше, чем в среднем по планете (1°С). При этом потепление на 0,75°С произошло в течение последних десяти лет, в результате чего температура в Арктике достигла максимума за последние 4000 лет.<br>
<br>
Начиная с конца XX века площадь ледяного покрова в Арктике в теплый период года уменьшается в среднем на 13% за десятилетие. В частности, 15 минимальных значений площади арктического льда были зафиксированы за 15 последних лет. Еще одно важное следствие изменения климата в Арктике — резкое сокращение толстого многолетнего льда (пережившего более одного лета) и замена его на тонкий однолетний лед. Так, в марте 1985 года лед старше четырех лет занимал треть всего ледяного покрова, а в 2020 году его уже было менее 5%. Многолетний лед более толстый, чем однолетний лед, он гораздо медленнее тает летом и осенью и более устойчив к воздействию ветра и волн. Сокращение ледяного покрова в Арктике оказывает значительное воздействие на арктические экосистемы от планктона до крупных млекопитающих: тюленей, моржей и белых медведей. У таяния льдов в Арктике есть и положительные стороны: расширяются возможности для развития добычи полезных ископаемых и транспортного сообщения по Северному морскому пути.<br>
<br>
В своей новой статье сотрудники Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН (Москва), Московского физико-технического института (Долгопрудный), Морского гидрофизического института РАН (Севастополь), Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) и Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН (Владивосток) исследовали гидрофизическую структуру и циркуляцию вод в желобе Святой Анны, расположенном в северной части Карского моря.<br>
<br>
<i>"Желоб Святой Анны — ключевой регион для формирования крупномасштабного потока тепла из Северной Атлантики в Арктику. Здесь сливаются траектории двух основных ветвей атлантических вод, фрамовской и баренцевоморской, после чего они на разных глубинах распространяются далее в Северный Ледовитый океан, определяя характеристики вод на большей его части"</i>, — рассказывает один из соавторов <b>Александр Осадчиев</b>, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова. <br>
<br>
Ученые впервые провели подробную гидрологическую съемку по всей площади желоба в ходе рейсов научно-исследовательских судов "Академик Иоффе" и "Академик Мстислав Келдыш" в августе и октябре прошлого года. С помощью специального оборудования были проведены высокоточные измерения температуры и солености морских вод, а также проанализированы многолетние спутниковые данные. Все это позволило авторам получить новые результаты, принципиально важные для понимания циркуляции и теплообмена водных масс в желобе.<br>
<br>
<i>"Наши измерения в Карском море в октябре проводились в очень сложных условиях: температура на палубе -10°С, ветер до 15 м/с, сильная качка, вокруг льды, из-за холода оборудование периодически выходило из строя. Тем не менее нам удалось сделать свою работу и получить такие важные результаты"</i>, — рассказывает один из соавторов <b>Дмитрий Фрей</b>, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова.<br>
<br>
Авторам удалось показать существование неизвестного ранее теплого поверхностного течения от северной оконечности Новой Земли на север вдоль восточного склона желоба, которое приводит к более раннему ледотаянию и более позднему ледообразованию в этом районе. Также ученые обнаружили стационарный циклонический вихрь на промежуточных глубинах в северной части желоба, который удерживает значительную часть атлантических вод и ослабляет поток тепла далее в Восточную и Центральную Арктику.<br>
<br>
<i>"Очень важно строить достоверные прогнозы климатических изменений для арктической зоны Российской Федерации, важно понимать перспективы освоения и использования Северного морского пути, добычи полезных ископаемых и рыболовства. Это все невозможно без изучения фундаментальных процессов, происходящих в Северном Ледовитом океане. Один из ключевых — крупномасштабный перенос теплой воды из Северной Атлантики в Арктику, влияющий на тепловой баланс всего Северного Ледовитого океана, и особо интересно его "бутылочное горлышко" — желоб Святой Анны"</i>, — добавляет Александр Осадчиев.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://scientificrussia.ru/articles/okeanologi-otkryli-neizvestnye-ranee-tecenia-vliausie-na-teplovoj-balans-morej-rossijskoj-arktiki"><span style="color: #00aeef;">Научная Россия</span></a><br>
Информация и фото: пресс-служба Российского научного фонда.<br>
</div>
<br>
<br>
На этой неделе завершится уникальная операция двух научных судов в Арктике
<div>
На этой неделе завершится уникальная операция во льдах Арктики. Уже пять дней рядом друг с другом идут два судна: научно-экспедиционное - "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Она вмерзлась в льдину в начале октября прошлого года и является частью дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 41".<br>
<br>
<b>Перегрузка во льдах<br>
</b> <br>
"Академик Трешников" благополучно доставил к станции продукты, новое научное оборудование и сменный состав полярников, преодолев путь от Петербурга с заходом в Мурманск до станции "Северный полюс-41". Смог вплотную подойти к платформе "Северный полюс" и пришвартоваться к ней. Теперь в зависимости от погодных условий суда либо стоят борт о борт, либо находятся на небольшом расстоянии друг от друга. <br>
<br>
Это позволит быстро и безопасно переместить грузы с борта на борт. Соответственно, при швартовке и люди смогут без проблем перейти с корабля на корабль. Если суда находятся на расстоянии, используется вертолет. Об этом сообщила пресс-служба Арктического и антарктического НИИ. <br>
<br>
Напомним: "СП-41" - станция нового формата. Исследователи Арктики приплыли на край Земли на новом судне - "Северный полюс", которое сейчас и дрейфует вместе с льдиной. Полярники живут на нем, а работают как на борту ("Северный полюс" имеет отличное научное оборудование), так и на льдине. <br>
<br>
Совместное плавание двух научных судов ориентировочно продлится десять суток. За это время должны быть проведены совместные исследования и установлено дополнительное оборудование непосредственно на льдине. Как только все запланированные работы будут сделаны, "Академик Трешников" вернется в Мурманск. А "СП-41" продолжит дрейф. <br>
<br>
<b>Обстановка сложная</b> <br>
Директор Арктического и антарктического НИИ <b>Александр Макаров</b> отметил, что сейчас ледовая обстановка на месте дрейфа сложная. И на Северном Ледовитом океане - тоже лето. На льдине видны сквозные проталины. <br>
<br>
<i>"Обстановка</i>, - отметил он, - <i>не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно, и научные работы производятся с борта "Северного полюса". При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит, и наши специалисты выберут более устойчивую льдину, мы проведем операцию по перешвартовке судна к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона</i>". <br>
<br>
<b>Новая взлетная полоса</b> <br>
Нынешняя ротация - уже вторая. Первая проходила весной. Людей вывозили и доставляли с помощью сложнейшей логистической операции - на самолетах и вертолетах. Была задействована новая снежная взлетно-посадочная полоса на научно-исследовательской станции "Ледовая база "Мыс Баранова" (Северная Земля). <br>
<br>
О том, как она строилась "РГ" рассказал начальник станции <b>Леонид Старцев</b>. <br>
<br>
<b><i>Леонид, зачем нужна была взлетно-посадочная полоса? Вертолеты же летали.</i></b> <br>
<i>Да, сообщение со станцией осуществляется вертолетами из Хатанги с апреля по ноябрь. За это время они совершают 3-4 рейса. Привозим-увозим научный персонал и доставляем на станцию легкие грузы. Но грузоподъемность вертолетов не слишком большая, оперативно обеспечить все потребности даже одной нашей станции сложно. Так что создание взлетно-посадочной полосы (ВВП) продиктовано необходимостью обеспечивать высокоширотные экспедиции, прежде всего, "Северный полюс-41". Из-за удаленности от берегов, вертолетом добраться до нее, доставить груз и провести ротацию состава сложно и дорого. Необходимы топливные подбазы на льду, посадка и дозаправка в пути. Проще и безопаснее использовать транспорт с большей грузоподъемностью и дальностью действия. Для этого как нельзя лучше подходит самолет.</i> <br>
<br>
<b><i>Но, наверное, не только ради полярников строили полосу?</i></b> <br>
<i>Конечно. Взлетно-посадочную полосу можно использовать для полетов оперативных служб, таких как МЧС, для обеспечения безопасности и проведения спасательных операций на Севморпути. И, возможно, для доставки туристов на Северный полюс, например, на базу Барнео.</i> <br>
<br>
<b><i>Насколько тяжело содержать такую полосу?</i></b> <br>
<i>Взлетно-посадочная полоса на Мысе Баранова не ледяная, как это чаще всего бывает в высоких широтах. Это уплотненный снег на грунте. Даже в наше короткое арктическое лето снег на полосе успевает полностью растаять, и всю работу нужно начинать сначала. Именно это отличает нашу площадку от многих других полярных аэродромов. Ее сооружают путем утрамбовки - укатки специальными катками и гладилками разного веса. Их нужно прикрепить к тяжелым колесным тракторам или тягачам. Чем выше плотность и твердость покрытия, тем лучше сядет самолет. </i><br>
<i>
Ежедневные полеты продолжались вплоть до 23 апреля. Принимали по два рейса в день. Была проведена ротация части персонала с "Северного полюса-41". И да! Наш пес Буран, которого осенью отправили в командировку на дрейфующую станцию, вернулся домой на станцию самолетом. Теперь он не только защищает нас от медведей, но и вместе с нами готовит полосу к посадке новых рейсов.<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/08/15/reg-szfo/na-etoj-nedele-zavershitsia-unikalnaia-operaciia-dvuh-nauchnyh-sudov-v-arktike.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><i><br>
</i>
</div>
<p>
</p>
Растительность, влажность почвы и содержание льда компенсируют деградацию многолетней мерзлоты
<p>
</p>
<div>
Ученые Института криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН, Тюменского государственного университета и Университета Джорджа Вашингтона (США) обобщили результаты 43-летних наблюдений за сезонным оттаиванием многолетней мерзлоты в тундровых ландшафтах полуострова Ямал. Специалисты выяснили, что растительность, влажность почвы и содержание льда компенсируют деградацию многолетней мерзлоты. Результаты исследования <a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2076-3263/13/5/129"><span style="color: #00aeef;">опубликованы в международном журнале Geoscience</span></a>. <br>
<br>
<i>"Многолетняя мерзлота — это породы, которые находятся в замороженном состоянии больше трех лет. Самой древней из них на сегодняшний день около 700 тысяч лет. Мы проводим исследования в районе геокриологического стационара Марре-Сале. Он основан Институтом гидрогеологии и инженерной геологии СССР (ВСЕГИНГЕО) в 1978 году на западном побережье полуострова Ямал, в районе типичной тундры и сплошного распространения многолетнемерзлых пород. Занимаемся, кроме прочего, измерениями глубины сезонно-талого слоя и сравниваем, как она изменилась с 1970-х годов"</i>, — рассказывает старший научный сотрудник Института криосферы Земли СО РАН кандидат геолого-минералогических наук <b>Глеб Евгеньевич Облогов</b>. <br>
<br>
Сезонно-талый, или активный, слой — это тонкая прослойка почвы толщиной до 200 сантиметров, расположенная над многолетней мерзлотой. Он оттаивает летом и снова замерзает зимой. В конце августа, когда сезонное оттаивание грунта достигает максимальной глубины, исследователи измеряют показатели активного слоя: его глубину (мощность), влажность, содержание минеральных и органических веществ. <br>
<br>
Ученые выяснили, что среднегодовая температура воздуха на исследовательской станции Марре-Сале с 1978-го по 2020 год увеличилась на 4 °C. Из-за повышения температуры и продолжительных летних сезонов активный слой увеличился на 10 см в хорошо дренированной тундре и на 33 см в песчаных раздувах с незначительной растительностью. Однако, несмотря на одинаковые климатические воздействия, глубина активного слоя осталась постоянной или относительно стабильной в торфяных болотах и даже уменьшилась на 14 см во влажной полигональной тундре. <br>
<br>
Ландшафты типичной тундры разнообразны: выделяются сухие (дренированные), влажные и заболоченные. Из сухих ландшафтов доминируют дренированные полигональные травяно-кустарничково-лишайниковые тундры и песчаные раздувы. <br>
Особенность полигональной тундры — в форме микрорельефа. Он выстроен крупными многоугольниками, которые разбиты морозобойными трещинами. Раздувы же представляют собой небольшие впадины, которые образовались в результате ветровой эрозии на ранее существовавшем песчаном основании. <br>
<br>
Ученые показали, что, помимо теплового режима климата, на глубину оттаивания влияет глубина снежного покрова, время, продолжительность выпадения осадков, влажность верхних горизонтов пород и растительность. <br>
<br>
Среди растительности в Марре-Сале преобладают лишайники, мхи, различные виды травянистых растений (осока, пушица), некоторые виды низкорослых кустарников (карликовая березка, ивы). Растительность ограничивает развитие и толщину активного слоя. Особенно эффективным теплоизолятором выступают мхи. Чем их больше, тем меньше изменения активного слоя зависят от потепления. Помимо теплоизоляционного эффекта, мхи способствуют стабильности вечной мерзлоты за счет эвапотранспирации, процесса, который возвращает воду обратно в атмосферу. <br>
<br>
Хорошим стабилизатором активного слоя может быть переходная зона, расположенная между мерзлыми грунтами и многолетней мерзлотой. Она придает устойчивость многолетней мерзлоте, функционирует как линия защиты, препятствующая низкоамплитудным или резким климатическим колебаниям. <br>
Для России таяние многолетней мерзлоты может стать острой проблемой. Изменение средней температуры в стране происходит в 2,5 раза быстрее, чем в мире. <br>
<br>
<i>"У нас есть два принципа строительства. При одном строят на талых породах, при другом — на многолетнемерзлых. На Севере основа большинства зданий — это стабильные мерзлые породы. Если всё продолжит оттаивать, уже возникает и будет продолжаться потеря прочности оснований, разрушение зданий и инженерных сооружений. К тому же в мерзлоте содержится значительный объем метана и углекислого газа. По мере оттаивания активного слоя в атмосферу будут выбрасываться дополнительные объемы парниковых газов. Чем больше их в атмосфере, тем стремительнее меняется климат"</i>, — комментирует Глеб Евгеньевич.
</div>
<p>
</p>
<p>
Автор: Полина Щербакова
</p>
<p>
Источник: <a target="_blank" href="https://www.sbras.info/articles/nauka-dlya-obschestva/rastitelnost-vlazhnost-pochvy-i-soderzhanie-lda-umenshayut-tayanie"><span style="color: #00aeef;">Наука в Сибири</span></a>
</p>
Флора в Арктике появилась намного раньше, чем считали ученые
<p>
</p>
<div>
Исследователи из Центрального сибирского ботанического сада СО РАН совместно с учеными из Китая, Франции и США изучают эволюцию флоры в Арктике. Они считают, что развитие арктической флоры 11 миллионов лет назад началось из-за изменений ландшафта и климата, а также колебаний уровня моря. Помимо этого, они выяснили, что арктическая флора могла появиться намного раньше, чем считали ученые. Исследование <a target="_blank" href="https://www.nature.com/articles/s41467-023-39555-6#citeas%C2%A0"><span style="color: #00aeef;">опубликовано в журнале Nature</span></a>. <br>
<br>
Арктическая тундра — это относительно молодой и новый тип биома, чувствительный к воздействию глобального потепления. Изменения в климате отражаются на составе, плотности и распределении арктической растительности. Поэтому важно знать историю ее развития. <br>
<br>
<i>"Мы изучаем эволюцию флоры покрытосеменных растений Арктики, смотрим, как на нее влияют геологические и климатические изменения. Если мы будем понимать этапы развития, то получим ключ к истории и происхождению низкотемпературных флор Северного полушария. Помимо этого, мы сможем предположить, какие виды растений нужно сохранять и что делать для этого. Ведь климат сильно меняется, ледники тают, а это значит, что и флора трансформируется"</i>, — рассказывает один из авторов статьи старший научный сотрудник ЦСБС СО РАН кандидат биологических наук <b>Андрей Сергеевич Эрст.<br>
</b> <br>
Для исследования ученые секвенировали, то есть определили нуклеотидную последовательность, ядерной и хлоропластной ДНК. Ее выделяли из листьев растений. На основе ДНК исследователи построили филогенетические деревья для 32 групп покрытосеменных растений, включающих 3 626 видов. <br>
<br>
<i>"Мы собирали растения не только в природе. Большинство брали из гербарных фондов Китая, Франции, Америки и России. Гербарные фонды — это богатейший источник информации, который помогает посмотреть морфологию и распространение растения, определить видовую принадлежность. ДНК в таких фондах сохраняется довольно долгое время, как-то мы секвенировали образцы 1940-х годов"</i>, — комментирует Андрей Эрст. <br>
<br>
Филогеография как направление эволюционной биологии начала активно развиваться с начала XXI века. Она помогает решить огромный спектр задач: изучить микроэволюционные процессы исторической демографии и эволюционной истории, понять, какие факторы влияют на формирование биологического разнообразия. Филогеографические исследования важны для понимания связи геологических, климатических событий с эволюционными процессами. <br>
По результатам исследования, предки некоторых арктических видов появились в среднем или позднем миоцене (около 10 миллионов лет назад). Примерно в это время началась миграция растений из Средиземноморья и западной части Северной Америки. Развитие местных видов продолжилось уже позже, около 9 миллионов лет назад. До этих данных считалось, что арктическая тундра сформировалась в конце неогена или в самом раннем плейстоцене (около 3—2 млн лет назад). Кроме того, оказалось, что количество видов растений, мигрировавших из Северной Америки, значительно больше местных, которые эволюционировали в пределах Арктики. <br>
<br>
В начале позднего миоцена (11 млн лет назад) в Гренландии и на окраинах Евразии была высокая тектоническая активность. Земная кора поднималась, из-за чего речная эрозия меняла поверхность арктической суши. Происходили изменения и в климате. Палеоэкологическая реконструкция показала, что среднегодовая температура в Арктике 13 млн лет назад резко снизилась с 11 °C до 4 °C. В тот же период произошло заметное падение уровня моря. По словам ученых, эти изменения ландшафта и климата, а также колебания уровня моря могли спровоцировать начало развития арктической флоры. <br>
<br>
Дальше ученые планируют анализировать взаимосвязь флоры Арктики и Гималаев. <br>
<i>"Мы хотим изучать взаимосвязь флор Арктики и Гималаев. Там сходные условия местообитания, климата и флоры, есть похожие виды растений. Будем изучать модельные роды, которые содержат разное количество видов, строить филогению и смотреть, как мигрировала и развивалась флора"</i>, — делится Андрей Эрст. <br>
<br>
Арктика занимает площадь около семи миллионов квадратных километров, что составляет около пяти процентов земной поверхности. Она играет важную роль в глобальной климатической системе, поскольку является огромным резервуаром углерода и метана. За последние 50 лет темпы потепления в этом регионе в три-четыре раза превышают среднемировой уровень. <br>
<br>
Арктическая тундра, расположенная к северу от границы естественного леса, особенно чувствительна к воздействию глобального потепления и нуждается в охране. В этом биоме обитают своеобразные биоты, способные переносить суровые условия окружающей среды. Они выживают, несмотря на короткий вегетационный период, низкую среднегодовую температуру и сильные сезонные колебания. <br>
<br>
Автор: Полина Щербакова<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://www.sbras.info/articles/nauka-dlya-obschestva/flora-v-arktike-poyavilas-namnogo-ranshe-chem-schitali-uchenye"><span style="color: #00aeef;">Наука в Сибири</span></a><br>
</div>
<p>
</p>
<br>
Беспилотник для ледовой разведки испытали в Арктике
<p>
</p>
<div>
В июле этого года впервые в мире беспилотник, поднявшись с палубы атомного ледокола, выполнил полет по заданной траектории и провел визуальную и радиолокационную съемку арктической акватории. Так комплекс для беспилотной разведки ледовой обстановки прошел второй этап испытаний и сразу на два шага приблизился к серийному производству. <br>
<br>
Почему на два шага? Беспилотник планировали запустить с берега Обской губы. Однако вылет оказался затруднен, и в дирекции Севморпути "Росатома" решили испытать беспилотник сразу на ледоколе — в конце концов там ему и предстоит работать. <br>
<br>
<i>"Мы, конечно, переживали, потому что есть риски, связанные с электромагнитной совместимостью и радиосигналами возле судна — большого металлического объекта"</i>, — рассказывает исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии Московского физико-технического института (МФТИ) <b>Александр Родин</b>.<i> "Никто не знал, как повлияет на работу дрона переотражение радиоволн и навигационных сигналов, действующие каналы связи, помехи. На все это накладываются арктические условия — холод и ветер. Плюс сложности навигации: спутники в тех широтах находятся под не самым удобным углом, связь с ними неустойчива. Тем не менее все получилось. Мы доказали, что наша концепция правильная"</i>. <br>
<br>
<b>Без магнитного компаса<br>
</b> <br>
Впервые комплекс беспилотной разведки ледовой обстановки протестировали в феврале на Рыбинском водохранилище. Конвертоплан, совмещающий свойства самолета и вертолета, поднялся на высоту 1 км при ветре 12 м/с, пролетел 70 км и приземлился в заданной точке. Испытания подтвердили, что управление на большом расстоянии хорошее, изображения качественные. <br>
<br>
После тех испытаний конструкцию усовершенствовали. На двигатель установили обтекатель со шторками и терморегулятором: при понижении температуры шторки закрываются, теплеет или надо охладить двигатель — открываются. Отключили магнитный компас, бесполезный из-за особенностей магнитного поля Земли и влияния ледокола. Аккумуляторы, которые используются во время взлета и посадки, поместили в контейнер с подогревом. <br>
<br>
20 июня представители МФТИ и дирекции Севморпути прилетели в порт Сабетта, подождали, пока атомоход "Таймыр" завершит проводку, и приплыли к нему на буксире "Обь". Потом два дня ждали, когда в графике "Таймыра" появится окно для испытаний. Пока ледокол проводил следующие два каравана, специалисты института собирали беспилотник и целевую нагрузку — оборудование. Неоднократно все проверяли. <br>
<br>
Наконец "Таймыр" встал в дрейф во льдах южнее Сабетты. С погодой повезло: облачность менялась, но осадков не было, +2 °C, ветер небольшой. Первый полет беспилотник выполнил без целевой нагрузки — чтобы убедиться, что все исправно. Потом на дроне закрепили видеокамеру и локатор бортового обзора и отправили в полет на 100 км. <br>
<br>
<i>"Летели по квадрату, потому что задачи уйти вперед не было, мы просто отрабатывали полет в арктических условиях"</i>, поясняет заместитель исполнительного директора НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ <b>Дмитрий Обухов</b>. Получили изображение с геопривязкой и с камеры, и с локатора, машина вернулась на вертолетную площадку ледокола. Оба полета заняли около двух часов. <br>
<br>
Мелкие недочеты, выявленные на испытании, уже устраняются. Теперь надо создать систему автоматической посадки беспилотника. <i>"Сделать так, чтобы оператор загружал определенный капитаном маршрут, а машина в автоматическом режиме взлетала, становилась на него, передавала изображения, возвращалась и садилась. Автоматика надежнее отрегулирует работу аппарата, на который действуют ветер, качка и другие факторы. Человеческий фактор лучше исключить. Впрочем, если возникнет нештатная ситуация, оператор сможет перехватить управление"</i>, — говорит Дмитрий Обухов. <br>
<br>
В целом разработчики довольны результатом и гордятся, что первыми в мире создали беспилотный комплекс для такой сложной задачи, как ледовая разведка в Арктике. <i>"Его уникальность — в применении современных численных методов и алгоритмов для синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений высокого разрешения на борту легкого БПЛА"</i>, — комментирует директор Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ <b>Максим Кудров</b>. <br>
<br>
Следующий этап испытаний — предположительно в сентябре. Комплекс протестируют на ледоколе на ходу. Дмитрий Обухов считает, что оптимально было бы это сделать на ледоколах разных проектов — как советских времен, так и недавно введенных в строй судах проекта 22220. Совпадет ли желаемое с действительным, зависит от графика ледоколов. <br>
<br>
Финальные испытания пройдут в ноябре — декабре. Затем, как рассчитывают участники проекта, будет развернуто серийное производство комплекса и поставки на атомные ледоколы. <br>
<br>
Комплекс оперативной воздушной ледовой разведки — один из элементов цифровой экосистемы, которую создает "Росатом" в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути". Кроме БПЛА в нее войдет единая платформа цифровых сервисов и накопленные статистические данные, а также бортовые измерительные комплексы. <br>
<br>
"Создание цифровой экосистемы позволит повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике", — говорит заместитель главы дирекции Севморпути "Росатома" Максим Кулинко. Цифровая экосистема должна быть полностью введена в эксплуатацию в середине 2025 года.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://strana-rosatom.ru/2023/07/23/bespilotnik-dlya-ledovoj-razvedki-isp/"><span style="color: #00aeef;">Страна Росатом</span></a><br>
</div>
<blockquote>
<p>
</p>
</blockquote>
<br>