Ученые установили возраст поморской лодки, найденной на Новой Земле
<p>
</p>
<div>
Ученые установили возраст поморской лодки, которая была найдена на Оранских островах архипелага Новая Земля, <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/22828547"><span style="color: #00aeef;">передает корреспондент ТАСС</span></a>. Старинное судно нашли в 2016 году, в течение нескольких лет лодку пытались вывезти, но удалось только в ходе рейса Арктического плавучего университета в 2022 году. <br>
<br>
Находку привезли в Архангельск на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов". С тех пор исследователи пытались определить, как давно и где построили эту лодку, на которой поморы ходили на промысел морского зверя на самом севере полярного архипелага. Карбас был не склепан, а сшит вицами. Это очень старая технология строительства морских судов, которая применялась в течение многих столетий. <br>
<br>
<i>"Мы знаем точную датировку лодки, это самый конец XVII века, 1691 год. Процент вероятности очень высок, что именно в этом году была срублена эта лодка", </i>- рассказал ТАСС начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка <b>Евгений Ермолов</b>. -<i> Локация, где лодка была построена - это Карельский берег Белого моря".</i> <br>
<br>
Именно Ермолов нашел уникальный артефакт в 2016 году. В ходе спецоперации с Оранских островов удалось вывезти около 70 фрагментов старинного судна. Они оказались в песчаной линзе, что способствовало сохранению деревянных деталей. <br>
<br>
Удалось выяснить, что лодка была длиной семь метров, шириной около двух метров. В более поздней терминологии такое судно называлось "разъездной карбас". Его использовали, чтобы с большой лодьи (поморское парусное судно) доставлять людей на берег, а также охотиться за белухами, моржами и тюленями. <br>
<br>
Чтобы определить возраст деревянного сооружения, исследователи смотрят на годичные кольца и сравнивают с известными данными. Таких уже довольно много, для каждого региона построены свои шкалы. Чем больше годичных колец в образце, тем лучше. Исследования проводили в Институте географии РАН под руководством заведующего лабораторией дендрохронологии <b>Владимира Мацковского</b>. <br>
<br>
<i>"Сначала пользовались щадящей методикой, то есть не распил, а просто зачищали поверхности гладкие, там, где выветрено, затерто, замято. Вычищали поверхности, фотографировали, делали макросъемку, считали кольца. Но этого было мало для точной датировки",</i> - пояснил Ермолов. - <i>"И мы решили пожертвовать некоторыми деталями, распилить их. Так мы отобрали пять образцов".<br>
</i> <br>
Расчеты заняли около полугода - удалось определить не только год постройки, но и место. Вероятно, экспедицию на север Новой Земли отправил Соловецкий монастырь, на тот момент это был один из крупнейших "хозяйствующих субъектов" северо-запада России. <br>
<br>
<i>"Организация экспедиции на самый север Новой Земли - это дело довольно дорогое. Либо это пайщики, состоятельные поморы, делали вскладчину, либо крупные монастыри могли такую экспедицию организовывать. В монастырях есть для этого все: ресурсы, деньги, люди и <...> рынки сбыта",</i> - пояснил историк. - <i>"Они туда шли для промысла моржового клыка, это был почти полудрагоценный материал, который дальше можно было прекрасно реализовывать".</i> <br>
<br>
По словам Ермолова, датировка находки позволяет показать, что поморы к концу XVII века активно осуществляли промысел в высоких широтах и хорошо знали арктические районы. <i>"На борту этой лодки были аутентичные поморы. Петр I приедет сюда только через два года",</i> - сказал историк. - <i>"Это были очень самобытные, самодостаточные, экономически предприимчивые люди сильного характера. И хорошие мореплаватели". </i>Следующий шаг работы с находкой - это создание реконструкции самой древней поморской лодки. <br>
<br>
<i>Национальный парк "Русская Арктика" - самая северная и самая большая в России особо охраняемая природная территория. В ее состав входит архипелаг Земля Франца-Иосифа и северная часть архипелага Новая Земля. Территория нацпарка является одной из самых труднодоступных не только в России, но и в мире.<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/22828547"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a>
</div>
<p>
</p>
Ученые исследуют идолы обских угров, найденные в вечной мерзлоте
Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН исследуют идолы ханты и манси, которые датируются XVI — началом второй трети XVIII века, <a target="_blank" href="https://www.sbras.info/articles/prosto-o-slozhnom/dukhi-doma-obskikh-ugrov"><span style="color: #00aeef;">сообщает издание "Наука в Сибири"</span></a>. Статья об исследовании <a href="https://archaeology.nsc.ru/izdatelstvo/jr-aeae-ru/24-52-2/annot-12/%C2%A0" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">опубликована в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии"</span></a>.<br>
<br>
<div>
<i>"Изображения домашних духов-оберегов стояли в каждом доме. В культуре обских угров они имеют антропоморфный образ. Эти фигурки уникальны тем, что достаточно древние: основную их часть обнаружили в культурных слоях начала XVI — начала второй трети XVIII века. Несмотря на то, что большинство сделаны из дерева, они хорошо сохранились, потому что археологический памятник находится в условиях вечной мерзлоты",</i> — приводит "Наука в Сибири" слова старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН кандидата исторических наук <b>Андрея Владиленовича Новикова</b>. <br>
<br>
Скульптуры обнаружили при исследовании Усть-Войкарского городища в приполярной зоне Западной Сибири, где проживали обские угры: ханты и манси. Среди найденных фигур ученые выделили несколько групп: бюсты, изображения голов, условно полные антропоморфные фигуры, личины на палочках и сомнительные, у которых наблюдались лишь некоторые признаки антропоморфизма. Все они изображают семейных, родовых или племенных духов-покровителей. Скульптуры представляют собой небольшие антропоморфные изображения высотой 7—15 сантиметров, большинство из них деревянные, однако встречаются и железные: две — из листового металла, одна — из лимонитовой конкреции (бурого железняка). <br>
<br>
Идолы отражали традиционные представления хантов о защитниках жильцов от нечисти, подобно домовому у славянских народов. В основе почитания этих духов лежит культ богатырей-предков, поэтому для мужских фигур характерно обозначение на голове конического или плоского шлема. В современной культуре северных народов некоторые поверья сохранились и до сих пор. <br>
<br>
Среди фигурок встречаются иттарма — временные вместилища душ умерших, чаще всего шаманов или стариков. Они выполнены в виде бюста из плоской дощечки с обозначением головы. Согласно представлениям обских угров о бессмертии, после физической смерти человека душа не исчезает. Облик умершего сохраняли в деревянных антропоморфных фигурках (идолах) без точных деталей. <br>
<br>
Идолов одевали в разные одежды, украшали их, иногда надевали и христианские кресты, но это было значительно позже, в период христианизации (XVIII—XIX век). Иттарма хранили в доме, на любимом месте умершего, ей подносили платки и кусочки ткани, предметы быта, иногда — вино, табак и папиросы. <br>
<br>
На немногих других подобных археологических объектах в приполярной зоне Западной Сибири тоже обнаружены похожие объекты. Стилистически аналогичные деревянные изображения есть не только в помещениях, которые были жилыми, но и на местах святилищ. <br>
<br>
<i>"Для нас очень интересно изображение, сделанное из металла, в то время как все остальные скульптуры были деревянными. Необычно, что скульптор использовал здесь всё те же приемы, что и при работе с деревом. Его автор использовал нож, которым строгал, резал, сверлил. Скульптура выполнена в другой стилистике из материала, которого в районе Усть-Войкарского городища нет. Он присутствует гораздо южнее, в районе Сибирских увалов, в частности Белогорского материка, расстояние до которого составляет не менее 300 км. Наиболее вероятно, что материал или сам идол транспортировали на расстояние несколько сот километров по Сибири",</i> — цитирует ученого "Наука в Сибири". <br>
<br>
У специалистов есть данные о переселении некоторых групп угров из бассейна реки Казым на реку Войкар в XVIII веке. Возможно, что изображение или конкрецию доставили в процессе этих миграций, и это само по себе может служить их свидетельством. <br>
<br>
Конкреция, из которой был изготовлен идол, изначально имела форму, похожую на антропоморфную. Многие ученые полагают, что ханты почитали природные предметы, имеющие сходство с фигурой человека, поэтому создатель этого изображения идола возможно лишь акцентировал внимание на исходной форме материала. По представлениям обских угров, железо обладало особой святостью. В их фольклоре эпитеты "каменный", "железный" часто использовали по отношению к богам, что означало "сильный". Изготавливая изображение антропоморфного идола в привычной для него технике деревообработки из железной руды, автор еще более усиливал его сакральное значение. <br>
<br>
<i>"Дальнейшая наша работа будет посвящена специальным методам анализа и расширением круга аналогий. Для деревянных скульптур мы хотим определить породу дерева, приемы их изготовления. Визуально мы установили, что фигуры сделаны из хвойных пород, однако нужно понять, из каких именно. Идолы создавали не из любого дерева, поэтому, узнав породу, можно будет говорить о сакральности определенных деревьев в культуре обских угров",</i> — прокомментировал Андрей Новиков. <br>
<br>
Автор: Ирина Баранова <br>
Источник: <a target="_blank" href="https://www.sbras.info/articles/prosto-o-slozhnom/dukhi-doma-obskikh-ugrov"><span style="color: #00aeef;">Наука в Сибири</span></a><br>
<br>
</div>
<div>
</div>
<p>
</p>