Арктический НОЦ разработал пять материалов для 3D-печати судовых деталей
<div>
Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработали и ввели в Морской регистр пять новых материалов для судостроения и судоремонта. Это металлические порошки, которые могут использоваться для "выращивания" деталей при помощи аддитивных технологий. Аддитивные технологии (от англ. add - "добавлять") - методика создания изделий с помощью послойного добавления материала на основе компьютерной 3D-модели. <br>
<br>
<i>"Это пять новых материалов для судоремонта и судостроения. Их можно использовать для создания новых деталей, а для судоремонта - там есть технология наплавки, когда восстанавливается детали. Они [материалы] находятся в особом состоянии, это порошки. Изготавливать деталь сплошную из литья либо фрезерованием - это одно дело, другое дело - изготавливать ее из порошка, который другими свойствами обладает. Сейчас эти пять порошков присутствуют в Морском регистре, есть отдельный ГОСТ под них"</i>, - рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) <b>Марат Есеев</b>.<br>
<br>
Технологии 3D-печати используются в разных отраслях, чаще изделия производятся из пластиков, из металла производство сложнее, оно связано с высокими температурами. В авто- и самолетостроении, а также космической отрасли аддитивные технологии применяются широко, в судостроении они только начинают внедряться.<br>
<br>
В судостроительной отрасли требуются крупногабаритные детали, а при изготовлении больших предметов больше риск нарушения свойств изделия. <i>"Это путь, по которому прошли авиастроение, автомобилестроение: они занимаются эргономикой и оптимизацией форм детали. Они делаются достаточно сложными по форме, и внутренняя структура у них может быть сложная: сетчатая структура, различные перегородки и так далее"</i>, - отметил ученый, пояснив, что традиционными методами, например, литьем, такие детали порой сделать невозможно. Но можно сочетать обычные способы изготовления с 3D-методами, когда часть детали может "наращиваться".<br>
<br>
Еще одно преимущество - экономия материалов. При аддитивном методе получается точная копия компьютерной модели, которую можно создать достаточно быстро. <i>"Особенно хорошо это для опытных конструкторских работ, когда создаются либо новые детали, либо они совершенствуются. Аддитивные технологии быстро позволяют пройти процесс от чертежа в электронном виде с физическим описанием самого процесса до опытного образца"</i>, - добавил Есеев. На "Звездочке" уже действует установка, которая позволяет делать некоторых элементы для винторулевых колонок.<br>
<br>
<b>Разработки и участники проекта</b><br>
Ученые разработали для судовой отрасли мелкодисперсные порошки, размер частиц в них - от микрометров до десятков нанометров. Материалы состоят из нескольких элементов. Например, в основе одного из материалов железо с углеродом, к которому добавлены в определенных пропорциях хром и никель. В проекте участвуют ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Корабелка), САФУ, научно-исследовательского проектно-технологического бюро (НИПТБ) "Онега", Центр судоремонта "Звездочка" и другие.<br>
<br>
По словам собеседника агентства, внедрение аддитивных технологий в судоремонте и создание установок позволит делать необходимые детали в труднодоступных пунктах и на самих судах: например, при аварии, когда помощь нельзя быстро доставить. <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://xn--m1acy.xn--p1ai/news/arkticheskii-noc-razrabotal-pyat-materialov-dlya-3d-pechati-sudovih-detalei1698776842"><span style="color: #00aeef;">Научно-образовательные центры мирового уровня</span></a><br>
</div>
<p>
</p>
Арктический плавучий университет вошел в топ-100 главных достижений Российской Федерации
<p>
</p>
<div>
Летом 2023 года в нашей стране стартовал проект "Россия — страна достижений" — на портале "Достижения.рф" было запущено голосование за лучшие достижения регионов России. В число успехов нашей страны вошли значимые открытия и научные разработки. Цель проекта — рассказать о том, чего уже достигла наша страна в XXI веке, дать возможность каждому ознакомиться с научным, технологическим и культурным потенциалом нашей Родины. <br>
<br>
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова представлен несколькими проектами, среди которых лидирующее место занял Арктический плавучий университет. А после всероссийского голосования — выбрать "свое" достижение мог любой желающий, — экспедиция вошла в ТОП-100 главных достижений Российской Федерации. <br>
<br>
Арктический плавучий университет- это уникальная научно-образовательная морская экспедиция на борту НИС "Профессор Молчанов" и НЭС "Михаил Сомов". <br>
Проект реализуется с 2012 года при поддержке Росгидромета и Русского географического общества — за это время 17 раз ученые, аспиранты и студенты выходили в экспедиции и собирали уникальные данные для дальнейшего изучения арктической экосистемы, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, острова Вайгач и Колгуев. <br>
<br>
<i>"Первая задача этих экспедиций — подготовить молодых специалистов, дать им опыт исследований на практике в реальных условиях. Важно, чтобы ребята понимали, готовы ли они связать жизнь с экспедиционной работой, а также научились работать с научным оборудованием"</i>, — рассказал руководитель экспедиции Арктический плавучий университет <b>Александр Сабуров</b>. <i>"Вторая задача связана с научными исследованиями: сегодня Арктика — это важный с научной точки зрения регион и для России, и для всего мира. На эти территории сильно влияют климатические изменения — здесь они выражены гораздо ярче и проходят быстрее, чем, например, в средней полосе. В Арктике заметна хозяйственная деятельность человечества — в том числе в регион заносятся разные загрязняющие вещества с других территорий, что влияет на экосистемы и биоразнообразие. Поэтому здесь важно вести постоянный мониторинг с точки зрения различных научных дисциплин. Кроме того, Арктический плавучий университет дает возможность тестирования различного оборудования арктического применения".</i><br>
<br>
В северных морях за годы реализации проекта побывали 805 ученых. <br>
<br>
<i>"Арктика — сложный, с точки зрения логистики, регион: здесь нет регулярных рейсов, поэтому "Арктический плавучий университет" стал площадкой, которая позволяет объединить ресурсы разных организаций"</i>, — подчеркнул Александр Сабуров. <i>"Кроме того, в наших экспедициях мы стараемся поддерживать баланс морских и наземных исследований. В традиционной программе экспедиции запланированы не только работы в море, но и высади на острова и побережье Северного Ледовитого океана"</i>. <br>
<br>
Научные результаты этих исследований очень ценны, многие проекты стали основой для разработки кандидатских и докторских диссертаций, написания монографий и научных статей. Три больших научных направления экспедиций плавучего университета: экология, климат и биоразнообразие, но в последние годы большое внимание уделяется и техническим направлениям исследований. <br>
Важной особенностью Арктического плавучего университета является его образовательная программа — прямо на борту исследовательского судна ученые читают лекции, устраивают дискуссии. <br>
<br>
<i>"Мы не встречали зарубежных программ, которые в такой большой степени объединяли бы и научные исследования, и образовательную составляющую, поэтому можно сказать, что опыт Арктического плавучего университета — это российское ноу-хау",</i> — добавил Александр Сабуров. <i>"Искренне рад, что наша работа получила высокую оценку, а сам проект вошел в ТОП-100 главных достижений Российской Федерации".<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/384248/">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</a>
</div>