Арктический плавучий университет вошел в топ-100 главных достижений Российской Федерации
<p>
</p>
<div>
Летом 2023 года в нашей стране стартовал проект "Россия — страна достижений" — на портале "Достижения.рф" было запущено голосование за лучшие достижения регионов России. В число успехов нашей страны вошли значимые открытия и научные разработки. Цель проекта — рассказать о том, чего уже достигла наша страна в XXI веке, дать возможность каждому ознакомиться с научным, технологическим и культурным потенциалом нашей Родины. <br>
<br>
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова представлен несколькими проектами, среди которых лидирующее место занял Арктический плавучий университет. А после всероссийского голосования — выбрать "свое" достижение мог любой желающий, — экспедиция вошла в ТОП-100 главных достижений Российской Федерации. <br>
<br>
Арктический плавучий университет- это уникальная научно-образовательная морская экспедиция на борту НИС "Профессор Молчанов" и НЭС "Михаил Сомов". <br>
Проект реализуется с 2012 года при поддержке Росгидромета и Русского географического общества — за это время 17 раз ученые, аспиранты и студенты выходили в экспедиции и собирали уникальные данные для дальнейшего изучения арктической экосистемы, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, острова Вайгач и Колгуев. <br>
<br>
<i>"Первая задача этих экспедиций — подготовить молодых специалистов, дать им опыт исследований на практике в реальных условиях. Важно, чтобы ребята понимали, готовы ли они связать жизнь с экспедиционной работой, а также научились работать с научным оборудованием"</i>, — рассказал руководитель экспедиции Арктический плавучий университет <b>Александр Сабуров</b>. <i>"Вторая задача связана с научными исследованиями: сегодня Арктика — это важный с научной точки зрения регион и для России, и для всего мира. На эти территории сильно влияют климатические изменения — здесь они выражены гораздо ярче и проходят быстрее, чем, например, в средней полосе. В Арктике заметна хозяйственная деятельность человечества — в том числе в регион заносятся разные загрязняющие вещества с других территорий, что влияет на экосистемы и биоразнообразие. Поэтому здесь важно вести постоянный мониторинг с точки зрения различных научных дисциплин. Кроме того, Арктический плавучий университет дает возможность тестирования различного оборудования арктического применения".</i><br>
<br>
В северных морях за годы реализации проекта побывали 805 ученых. <br>
<br>
<i>"Арктика — сложный, с точки зрения логистики, регион: здесь нет регулярных рейсов, поэтому "Арктический плавучий университет" стал площадкой, которая позволяет объединить ресурсы разных организаций"</i>, — подчеркнул Александр Сабуров. <i>"Кроме того, в наших экспедициях мы стараемся поддерживать баланс морских и наземных исследований. В традиционной программе экспедиции запланированы не только работы в море, но и высади на острова и побережье Северного Ледовитого океана"</i>. <br>
<br>
Научные результаты этих исследований очень ценны, многие проекты стали основой для разработки кандидатских и докторских диссертаций, написания монографий и научных статей. Три больших научных направления экспедиций плавучего университета: экология, климат и биоразнообразие, но в последние годы большое внимание уделяется и техническим направлениям исследований. <br>
Важной особенностью Арктического плавучего университета является его образовательная программа — прямо на борту исследовательского судна ученые читают лекции, устраивают дискуссии. <br>
<br>
<i>"Мы не встречали зарубежных программ, которые в такой большой степени объединяли бы и научные исследования, и образовательную составляющую, поэтому можно сказать, что опыт Арктического плавучего университета — это российское ноу-хау",</i> — добавил Александр Сабуров. <i>"Искренне рад, что наша работа получила высокую оценку, а сам проект вошел в ТОП-100 главных достижений Российской Федерации".<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/384248/">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</a>
</div>
Арктический НОЦ разработал морской беспилотник для исследований Арктики
<div>
Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработали морской беспилотник для исследований в Арктике, рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) <b>Марат Есеев</b>. Это корабль с корпусом из полиэтилена, который сможет удаляться от базы на расстояние до 500 миль. <br>
<br>
<i>"НОЦ разработал морской беспилотник для исследования Арктики. Это небольшое судно, до шести метров в длину, которое может без экипажа осуществлять перевозку грузов и осуществлять функции мониторинга в речной, прибрежной, морской зоне"</i>, - сказал Есеев. <br>
<br>
Как отметил собеседник агентства, эта разработка может быть и двойного назначения, но в первую очередь она планируется для использования в мирных целях. <br>
<br>
Материал корпуса - это полиэтилен низкого давления, пластик, который не подвержен коррозии, из него уже делают корпуса катеров и лодок. Двигатели могут быть как обычные с винтами, так и в виде системы водометов. Но главное - это система управления. <i>"Существуют на сегодняшний день уже "мозги", так скажем, этого беспилотника. Они могут работать и в режиме автономном, то есть в этом случае необходимо сканировать вокруг себя окрестности, чтобы понимать, куда и как двигаться, осуществлять это либо с помощью видеосъемки, либо с помощью лазерных дальномеров-лидаров, как беспилотные автомобили"</i>, - пояснил Есеев. <br>
<br>
Корабль может двигаться и под управлением оператора, который работает дистанционно. Но в любом случае нужна связь, чтобы передавать параметры или управлять беспилотником и контролировать его. <i>"Система предполагает, что данное судно может удаляться от точки, от базы на сотни миль, до 500 миль, но в этом случае, конечно, нужно обеспечить связь. Связь спутниковая, но можно и обеспечить это с помощью радиосвязи. В этом случае есть ограничения по горизонту"</i>, - добавил он. <br>
<br>
Связь можно обеспечить при помощи антенны на борту, которую также можно поднять на высоту воздушным беспилотником, что уже проработано на модели. Также есть возможность использовать суда-посредники, которые смогут передавать радиосигнал друг другу. <br>
<br>
На корабле-беспилотнике можно размещать разное оборудование. Для мониторинговых работ - видеокамеры, для гидрометеорологических исследований - датчики температуры, скорости и направления ветра, погружные датчики, например для измерения солености воды и других параметров. <i>"У нас есть работы в Арктическом плавучем университете по использованию тех или иных датчиков, часть из них может работать в автономном режиме"</i>, - уточнил Есеев.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/19100891"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br>
</div>
<p>
</p>