Гидробиологи выясняют, есть ли в Белом море трансмиссионный рак мидий
<div>
Чем отличается СТС (англ. Clonally Transmissible Cancer) от обычного рака? Руководитель российского научного проекта по изучению этого явления — гидробиолог <b>Петр Стрелков</b>, кандидат биологических наук, доцент кафедры ихтиологии и гидробиологии Санкт-Петербургского госуниверситета, объясняет это так: <i>"У животного, болеющего обычным раком, тест выявит единственный "среднестатистический" для данной популяции индивидуальный генотип, один и тот же в пораженных и здоровых тканях. У животного, болеющего трансмиссивным раком, тест выявит два разных генотипа"</i>.
</div>
<br>
Раковые клетки в этом случае вырываются за пределы одного организма и существуют как паразиты — самостоятельные одноклеточные организмы, меняя хозяев, где постепенно вытесняют собой "аборигенные" клетки.<br>
<br>
Научный проект по изучению этого явления в России действует уже пять лет, финансируется Российским научным фондом (РНФ, проект 19-74-20024). Исследования ведутся в том числе на базе Кандалакшского заповедника, здесь мониторингом занимается гидробиолог заповедника <b>Вадим Хайтов</b>, который также руководит Лабораторией экологии морского бентоса (ЛЭМБ) при эколого-биологическом центре "Крестовский остров". Волонтеры, юннаты и студенты ЛЭМБ как раз и помогают в сборе проб для исследований.<br>
<br>
<i>"Мы сейчас изучаем это явление"</i>, — рассказал Вадим Хайтов. — <i>"Пробы берутся по всем побережьям в России, чтобы понять, где это явление распространено. На данный момент несомненно доказано присутствие этой инфекции у двустворчатых моллюсков в районе Магадана, на Камчатке, в Японском море и в Кольском заливе Баренцева моря. В Белом море пробы отобраны этим летом. Они еще не все обработаны, предварительно можно сказать, что признаков присутствия трансмиссивного рака у беломорских мидий пока не выявлено"</i>.<br>
<br>
Как происходит заражение? Предполагается, что во время выброса половых клеток зараженного моллюска или при разрушении его тканей после гибели раковые клетки попадают в воду. Они могут довольно долго (до суток) пребывать в морской воде вне тела хозяина. А далее, поскольку моллюски живут обычно большими скоплениями, хоть кто-нибудь, да и захватит инфекционные клетки в процессе питания.<br>
<br>
Как выглядит пораженный организм? Гидробиологи поясняют: если открыть раковину мидии на поздней стадии рака, то внутри обнаруживается клеточная масса, в которой с трудом угадываются контуры органов. Здесь уже раковые клетки практически полностью заместили собой «родные». Если исследовать мидию на более ранней стадии заболевания, то в гемолимфе (напомним, что крови у этого беспозвоночного нет) будут обнаруживаться шаровидные клетки с аномально крупными ядрами. При этом генотип этих клеток будет чужим, а в любых других клетках, например, в мышечных тканях — будут представлены гены мидии-хозяина.<br>
<br>
<i>"Не любой рак, который есть у животных, имеет отношение к человеку"</i>, — также пояснил Вадим Михайлович. — <i>"На сегодня трансмиссивный рак описан у трех групп животных. Все, что мы сейчас знаем про человеческий рак, говорит о том, что трансмиссионного рака у человека пока не обнаружено. И уж тем более CTC двустворчатых моллюсков не опасен для человека. Однако в искусственных условиях существует некая демо-версия трансмиссионного рака людей: на сегодня есть раковые клетки, которые живут автономно, размножаются и заражают культуры других клеток, которые ведут биологи в лабораторных условиях. Это клетки женщины, умершей более 70 лет назад, — лабораторная линия раковых клеток человека. Но до сих пор нет ни одного доказательства, что такая клеточная линия не может появиться в естественных условиях. </i><i>Таким образом, делаем вывод: существование в мире СТС на сегодня не имеет отношения к человеку, но неоспоримо, что исследованиями этого явления необходимо заниматься".</i><br>
<br>
<b>Для справки:</b> трансмиссионный рак мидий (англ. Clonally Transmissible Cancer, СТС) — инфекционное онкологическое заболевание, при котором инфекционным агентом служат сами раковые клетки. К настоящему времени трансмиссивный рак доказан у двух видов млекопитающих (собак, тасманийского дьявола) и у восьми видов двустворчатых моллюсков — четырех видов мидий Mytilus, песчаной ракушки Mya arenaria, сердцевидки Cerastoderma edule, полититапеса Polititapes aureus и венуса Venus verrucosa («Природа» №4, 2022. Синдром Карпентера: бессмертные линии трансмиссивного рака меняют своих смертных хозяев/ П.П. Стрелков. Санкт Петербургский государственный университет (Санкт Петербург, Россия)).<br>
<br>
<i>На фото: Мидиевая банка (отмель) в Вороньей губе Кандалакшского залива. 2023 г. Фото В. Хайтова.</i> <br>
<br>
<br>
Источник: <a href="https://vk.com/clubzapovedkand?w=wall-92467609_5646" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">Сообщество ФГБУ Кандалакшский природный заповедник</span></a>
<p>
</p>
Арктический НОЦ разработал пять материалов для 3D-печати судовых деталей
<div>
Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработали и ввели в Морской регистр пять новых материалов для судостроения и судоремонта. Это металлические порошки, которые могут использоваться для "выращивания" деталей при помощи аддитивных технологий. Аддитивные технологии (от англ. add - "добавлять") - методика создания изделий с помощью послойного добавления материала на основе компьютерной 3D-модели. <br>
<br>
<i>"Это пять новых материалов для судоремонта и судостроения. Их можно использовать для создания новых деталей, а для судоремонта - там есть технология наплавки, когда восстанавливается детали. Они [материалы] находятся в особом состоянии, это порошки. Изготавливать деталь сплошную из литья либо фрезерованием - это одно дело, другое дело - изготавливать ее из порошка, который другими свойствами обладает. Сейчас эти пять порошков присутствуют в Морском регистре, есть отдельный ГОСТ под них"</i>, - рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) <b>Марат Есеев</b>.<br>
<br>
Технологии 3D-печати используются в разных отраслях, чаще изделия производятся из пластиков, из металла производство сложнее, оно связано с высокими температурами. В авто- и самолетостроении, а также космической отрасли аддитивные технологии применяются широко, в судостроении они только начинают внедряться.<br>
<br>
В судостроительной отрасли требуются крупногабаритные детали, а при изготовлении больших предметов больше риск нарушения свойств изделия. <i>"Это путь, по которому прошли авиастроение, автомобилестроение: они занимаются эргономикой и оптимизацией форм детали. Они делаются достаточно сложными по форме, и внутренняя структура у них может быть сложная: сетчатая структура, различные перегородки и так далее"</i>, - отметил ученый, пояснив, что традиционными методами, например, литьем, такие детали порой сделать невозможно. Но можно сочетать обычные способы изготовления с 3D-методами, когда часть детали может "наращиваться".<br>
<br>
Еще одно преимущество - экономия материалов. При аддитивном методе получается точная копия компьютерной модели, которую можно создать достаточно быстро. <i>"Особенно хорошо это для опытных конструкторских работ, когда создаются либо новые детали, либо они совершенствуются. Аддитивные технологии быстро позволяют пройти процесс от чертежа в электронном виде с физическим описанием самого процесса до опытного образца"</i>, - добавил Есеев. На "Звездочке" уже действует установка, которая позволяет делать некоторых элементы для винторулевых колонок.<br>
<br>
<b>Разработки и участники проекта</b><br>
Ученые разработали для судовой отрасли мелкодисперсные порошки, размер частиц в них - от микрометров до десятков нанометров. Материалы состоят из нескольких элементов. Например, в основе одного из материалов железо с углеродом, к которому добавлены в определенных пропорциях хром и никель. В проекте участвуют ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Корабелка), САФУ, научно-исследовательского проектно-технологического бюро (НИПТБ) "Онега", Центр судоремонта "Звездочка" и другие.<br>
<br>
По словам собеседника агентства, внедрение аддитивных технологий в судоремонте и создание установок позволит делать необходимые детали в труднодоступных пунктах и на самих судах: например, при аварии, когда помощь нельзя быстро доставить. <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://xn--m1acy.xn--p1ai/news/arkticheskii-noc-razrabotal-pyat-materialov-dlya-3d-pechati-sudovih-detalei1698776842"><span style="color: #00aeef;">Научно-образовательные центры мирового уровня</span></a><br>
</div>
<p>
</p>