НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

Русское географическое общество планирует создать новое движение «Доброволец Арктики»

18.06.2023

<p> </p> <div> Новое движение «Доброволец Арктики» планируют создать в 2023 году под эгидой Русского географического общества (РГО) <span style="color: #333333; font-weight: 700;">–</span> оно объединит волонтеров и специалистов, которые занимаются экологической очисткой Арктической зоны России. Об этом сообщил в субботу заместитель исполнительного директора Русского географического общества <b>Сергей Корлыханов</b> на Петербургском международном экономическом форуме. </div> <br> <i>«Мы приняли на себя уже в этом году такую задачу, что мы фактически создаем движение «Доброволец Арктики». На примере благоустройства, помощи местным жителям мы взяли для пилотного проекта поселок Хатанга </i><span style="color: #333333; font-weight: 700;"><i>–</i></span><i> это север Красноярского края. Задача - очистить саму Хатангу и территории возле нее. В этом году мы приглашаем для участия 60 добровольцев, 50 научных работников </i><span style="color: #333333; font-weight: 700;"><i>–</i></span><i> и мы очистим 60 кв. км: в этом году начнем, в следующем году продолжим»</i>, — рассказал Корлыханов. <br> <br> Он уточнил, что полевой выезд на Таймыр состоится с 1 по 15 августа, при этом часть территории, где располагаются старые военные городки, будут обследовать экологические взводы Минобороны. Прием заявок от желающих поучаствовать в экспедиции со стороны РГО продлится до 25 июня включительно. Отбор ведется на конкурсной основе: организаторы отдают предпочтение специалистам в возрасте от 18 до 35 лет с опытом в области организации волонтерского движения, а также биохимии, экологии, геоботаники, зоологии, почвоведения и смежных дисциплин, которые готовы работать в условиях сурового климата и физических нагрузок. <br> <br> Перед выездом добровольцев дистанционно обучат методам комплексных научных исследований в области анализа загрязнений, определения (разработки) методик их устранения и практической экологической очистки Арктики. <br> <br> <i>«В этом году будет по сути рекогносцировка: мы проведем анализ, разобьем территорию на квадраты, выясним, где чистим, где не чистим, какие нам нужны ученые и так далее. А со следующего года организуем постоянно действующий летний лагерь, набор в него также планируем запустить в ближайшее время. Там будет несколько смен, примерно по 100 добровольцев в каждой </i><span style="color: #333333; font-weight: 700;"><i>–</i></span><i> это не считая ученых и военных»</i>, — рассказал Корлыханов. <br> <br> Добровольцы, принявшие участие в проекте, и станут первыми участниками нового движения РГО. Смысл его в том, чтобы объединить заинтересованных и компетентных людей в сообщество. <i>«Никаких общественных организаций новых тут не надо создавать. В разных регионах страны немало ребят, кто неравнодушен к Арктике, занимается исследованиями, бывал в экологических экспедициях и имеет необходимые навыки. Но в основном они действуют разрозненно, небольшими группами. Наша задача </i><span style="color: #333333; font-weight: 700;"><i>–</i></span><i> свести всех этих людей в актуальную базу данных (на первом этапе </i><span style="color: #333333; font-weight: 700;"><i>–</i></span><i> до 1,5 тыс. человек), чтобы знакомить друг с другом, организовать обмен опытом, обучение новых участников движения, поддерживать научный стандарт экспедиций»</i>, — отметил замдиректора РГО. По замыслу, впоследствии из участников движения можно будет оперативно формировать экологические отряды для организации работ по всей территории российской арктической зоны. <br> <br> Финансирование проекта осуществляется за счет бюджета Красноярского края, собственных средств Русского географического общества и его партнеров. Кроме того, проект поддержал Фонд президентских грантов. По словам Корлыханова, общий объем планируемых инвестиций на ближайшие четыре года оценивается в 5 млрд рублей.<br> <div> </div> <br> Источник: <a href="https://tass.ru/obschestvo/18049297"><span style="color: #00aeef;">https://tass.ru/obschestvo/18049297</span></a><br>

Система мониторинга многолетней мерзлоты будет создана в Ненецком АО

16.06.2023

<strong>Проект реализуют при содействии Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.<br> </strong><br> Систему фонового мониторинга многолетней мерзлоты будет создана в Ненецком автономном округе (НАО). Соглашение об этом подписано в четверг на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) между регионом и Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ).<br> <br> <i>«В НАО будет создана Государственная система фонового мониторинга многолетней мерзлоты. Этот проект будет реализован при содействии Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. На Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве»</i>, — сказали в пресс-службе. <br> <br> Будет разработан и актуализирован региональный план по адаптации к изменениям климата, создана современная инфраструктура для проведения комплексных исследований природных условий Арктики. <i>«Пример Амдермы показывает, чем коварно «размерзание» почвы. Мы не можем изменить климат, но нам важно понимать, какие предпринять шаги для обеспечения нормальной жизни в таких населенных пунктах»</i>, — написал в своем Telegram-канале глава НАО <b>Юрий Бездудный</b>. <br> <br> Также среди целей соглашения — охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования, создания и внедрения конвергентных технологий. Особое внимание будет уделено повышению квалификации местных специалистов. В рамках соглашения планируются совместные семинары, школы-конференции и другие научно-практические мероприятия. Возможны и курсы профессиональной переподготовки по направлениям и профессиям, востребованным на рынке труда северных регионов.<br> <br> Источник: <span style="color: #00aeef;"><a href="https://nauka.tass.ru/nauka/18028321">https://nauka.tass.ru/nauka/18028321</a></span><span style="color: #00aeef;"></span><br> <p> </p>

Экспедиция РГО ищет следы древних землетрясений на архипелаге земля Франца-Иосифа

16.06.2023

Завершился первый этап экспедиции Русского географического общества на архипелаге Земля Франца-Иосифа, основной целью которого стало продолжение исследований, начатых в ходе экспедиции РГО и Северного флота в 2021 году. В поисках следов древних землетрясений учёные дополнили картину сейсмотектонической обстановки острова, измерили толщину припайного льда, а также зафиксировали землетрясения на Шпицбергене и на острове Вануату в Тихом океане.<br> <strong><br> </strong><strong><span style="font-weight: 400;">В экспедиции на остров Земля Александры участвовали специалисты РГО и <i>национального парка «Русская Арктика»</i>, сотрудники Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (ИФЗ РАН), Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова (ИЗМИРАН) и Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).<br> </span></strong><br> Старт был намечен на 15 мая из Североморска, но из-за погодных условий вылет отложили на сутки. К вечеру 16 мая военный транспортный самолёт Ан-26 доставил учёных на аэродром Нагурское на острове Земля Александры, откуда исследователи добрались до базы «Омега» национального парка «Русская Арктика», где им предстояло жить и работать.<b><br> </b><br> <i>«Дорог в обычном понимании на острове почти нет, это прорытый в снегу тоннель»</i> — рассказывает научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник ИФЗ РАН, кандидат физико-математических наук <b>Руслан Жостков</b>. — <i>«Джип, на котором мы ехали до базы, для московских дорог — огромный грузовик мегапроходимости, но по местным меркам это слабенькая машинка, которая может ездить только там, где бульдозер прочистил что-то наподобие дороги»</i>.<strong> <p style="font-weight: 400;"> База национального парка «Русская Арктика», приютившая участников экспедиции, расположена практически на берегу бухты Северная и напоминает добротный двухэтажный дачный коттедж. Окна первого этажа защищены решётками на случай, если белый медведь попытается пробраться внутрь. Правда, за время экспедиции ни один из них не попался на глаза исследователям, чему они были весьма рады, поскольку встреча с таким опасным зверем немедленно прекращает все полевые работы. </p> <p style="font-weight: 400;"> Источник: <a href="https://www.rgo.ru/ru/article/arktika-eto-gde-trudno-ekspediciya-rgo-ishchet-sledy-drevnih-zemletryaseniy-na-arhipelage?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://dzen.ru/news/search?text"><span style="color: #00aeef;">https://www.rgo.ru/ru/article/arktika-eto-gde-trudno-ekspediciya-rgo-ishchet-sledy-drevnih-zemletrya...</span></a><span style="color: #00aeef;">=</span> </p> </strong>

Российские ученые отправятся в Арктику на поиски бактериофагов

14.06.2023

<p> </p> Из порта в Архангельске в конце июня отправится в арктическую экспедицию исследовательское <i>судно «Профессор Молчанов»</i>. Ученые продолжат начатые в 2022 году поиски вирусов, убивающих бактерии. Об этом сообщает «РГ» со ссылкой на комментарий сотрудника Института экспериментальной медицины Санкт-Петербурга, д. м. н. <b>Артемия Гончарова</b>. <br> <br> <i>«После экспедиции «Арктический плавучий университет — 2022» мы провели молекулярно-генетические исследования, которые показали: в собранных на Новой Земле образцах присутствуют ДНК бактериофагов»</i>, — сообщил Гончаров. <br> Впервые исследователи «с погружением» изучат подводный арктический мир и поработают на ледниках. Путешественники планируют дойти до юга Земли Франца-Иосифа. <br> <br> Этим летом состоится и экспедиция на парусном <i>судне «Эльдорадо»</i>, организованная <i>национальным парком «Русская Арктика»</i>. Ее посвятят 150-летию открытия Земли Франца-Иосифа. <br> <br> Все арктические экспедиции проходят при господдержке. В мае из архангельского порта уже отплыли экспедиции на <i>судне «Иван Петров»</i> и <i>дизель-электроходе «Михаил Сомов»</i>. В состав первой вошли экологи и сотрудники обнинского НПО «Тайфун», занимающегося мониторингом загрязнения. По данным Северного управления гидрометеослужбы, они займутся изучением радиационных отходов. На «Сомове» везут грузы для метеостанций и параллельно исследуют высокие широты.<br> <br> Источник: <a href="https://sever-press.ru/news/obschestvo/rossijskie-uchenye-provedut-letom-neskolko-arkticheskih-ekspeditsij/"><span style="color: #00aeef;">https://sever-press.ru/news/obschestvo/rossijskie-uchenye-provedut-letom-neskolko-arkticheskih-ekspe...</span></a><br> <p> </p>

САФУ организует Международную Арктическую неделю

13.06.2023

<p> <strong>Международная Арктическая неделя, инициатором проведения которой выступил Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, пройдет 13-16 июня на базе Национального парка «Кенозерский». Площадка организуется в формате дискуссионной сессии для специалистов, курирующих международное сотрудничество в арктических вузах, и тех, кто заинтересован в развитии научно-исследовательского взаимодействия в Арктике в новых геополитических условиях.</strong><br> </p> <p> Идея САФУ собраться и и обсудить актуальные подходы и механизмы интернационализации была активно поддержана международниками-практиками из университетов северных и центральных регионов России. Проведение этого мероприятия было отложено из-за пандемии, но важность обмена успешными практиками, опытом и мнениям только возросла в новых геополитических реалиях. В Архангельскую область приедут представители 14 вузов России из Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Мурманска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Томска, Ханты-Мансийска, Якутска. Международная Арктическая неделя пройдет при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. </p> <p> Программа дискуссионной площадки включает три основных блока, посвященных интернационализации северных вузов, международному научному сотрудничеству и сетевому взаимодействию в Арктике. В рамках Международной Арктической недели планируются доклады с последующей дискуссией. Представители САФУ представят опыт университета и Ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (НАНОК) и обсудят с коллегами новые векторы развития и трансформацию политики интернационализации вузов. </p> <p> В дискуссионной части мероприятия будут обсуждаться волнующие всех международников вопросы о перспективах участия вузов Тихоокеанского региона в межуниверситетском сотрудничестве в Арктике, поиске альтернатив финансирования и стимулов внутренней интернационализации. </p> <p> Источник: <a href="https://narfu.ru/life/news/university/379557/"><span style="color: #00aeef;"><u>https://narfu.ru/life/news/university/379557/</u></span></a> </p>

В РАН рассказали, может ли растаять весь лёд в Арктике к 2050 году

09.06.2023

<div> Океан в арктических широтах скрывает множество айсбергов, поэтому в этой части планеты он довольно тёмный и активно накапливает тепло от Солнца, что вкупе с выбросом парниковых газов приводит к нагреванию поверхности и постепенному таянию льдов. Так ведущий научный сотрудник Института географии РАН, гляциолог, кандидат географических наук <b>Мария Ананичева</b> в беседе с ИА Регнум прокомментировала исследование об исчезновении морского льда в Арктике в середине XXI века.<br> <br> Ранее журнал <i>Nature Communication</i> опубликовал исследование южнокорейской группы учёных, которые предсказали полное исчезновение льда в Арктике осенью в середине XXI века. Причём учитывались климатические модели, предполагающие даже очень низкие показатели выбросов парниковых газов. Ранее считалось, что сезонное исчезновение морского льда возможно только при средних и высоких выбросах. Для исследования учёные применили несколько разных климатических моделей, в которых использовались различные показатели выбросов парниковых газов в атмосферу. При всех рассмотренных сценариях Арктика оказывалась свободной ото льда к 2050–2075 годам.<br> <br> Гляциолог Ананичева обратила внимание на то, что к любым климатическим моделям стоит относиться с долей осторожности, так как они не истинная инстанция, а носят лишь гипотетический характер. Однако учёное сообщество давно обращает внимание на значительное потепление в арктическом регионе и возможность масштабного таяния льдов. <br> <br> <i>"Потепление, которое идёт в арктических широтах, в разы выше, чем повышение температур на остальном земном шаре. Дело в том, что арктические воды более тёмные из-за множества айсбергов в глубинах и успели за долгие годы накопить достаточное количество тепла, которое запустило внутренние процессы. И они продолжают таять, даже если температуры держатся на минимальных показателях"</i>, — объяснила Ананичева. <br> <br> Также эксперт согласна и с влиянием парникового эффекта на тенденцию сохранения тепла. Она отметила, что выбросы никак не уменьшаются и такие страны, как США, Китай, Индия, в погоне за экономическими целями оставляют значительный углеродный след в слоях атмосферы. <br> <br> <i>"То, что количество выбросов растёт, очевидно по данным, которые предоставляют специальные станции мониторинга. На такие публикации стоит обращать внимание учёному сообществу и думать о мерах, способных снизить вероятность осуществления прогнозов, нежели надеяться, что они не оправдаются. Температура в арктических широтах действительно в последнее время выше нормы"</i>, — согласилась гляциолог. <br> <br> При этом эксперт не верит в факт полномасштабного таяния арктических льдов: <br> <i>"Судя по тенденции, откалываются свободные участки океанского льда, которые не были частью островов или суши. Но в канадской Арктике, например, много островов, и лёд между участками там задерживается, ему сложнее растаять по сравнению с плавучими льдинами. Наша Арктика более открытая, и там есть достаточные пространства для судов. Там меньше ледовых преград и более возможен прогноз коллег из Южной Кореи, хотя сложно представить, что растает весь арктический лёд"</i>, — отметила Ананичева. <br> <br> Учёное сообщество в России придерживается разных точек зрения на выхлоп парниковых газов. Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности во главе с Сергеем Глазьевым считает, что проблему глобального потепления обостряют совсем не парниковые газы. По мнению российских академиков, основной причиной локальных климатических катастроф является эмиссия природного водорода, которая порождает озоновые дыры. Также утверждается, что изотопы калия, вынесенные из земельных глубин, влияют на сохранение тепла и повышение температур по всей планете. <br> <br> Ранее климатолог Алексей Кокорин предположил, что глобальные температуры могут достигнуть рекордно высоких значений в 2025 или 2026 году. Также специалисты Всемирной метеорологической организации в докладе, опубликованном 17 мая, пришли к выводу, что в ближайшие пять лет на Земле продолжится глобальное потепление. Повышение температур может стать рекордным за всё время наблюдения за погодой и климатом. <br> <br> В конце апреля 2023 года Совет Евросоюза принял несколько законов в рамках климатической программы «Fit for 55 in 2030». Изменения направлены на сокращение выбросов парниковых газов в странах Европы. </div> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://regnum.ru/news/3811728"><span style="color: #00aeef;">ИА Регнум</span></a><br>

Электромагнитное зондирование как метод картирования вечной мерзлоты в морях

09.06.2023

<p> </p> <div> <p> Исследователи из России подобрали оптимальный подход для составления карт отложений вечной мерзлоты, скрытых на шельфе Восточно-Сибирского моря и в других прибрежных регионах Арктики. Применение этого метода позволит ученым более точно прогнозировать, насколько быстро будут высвобождаться запасы метана, скрытые под вечной мерзлотой, сообщила в четверг пресс-служба МФТИ. </p> </div> <div> <i>"Для изучения состояния многолетнемерзлых пород коллегами активно применяется методика TDEM. Нам удалось подтвердить эффективность технологии для получения изображений подводной вечной мерзлоты в условиях шельфа Арктики. Это крайне важно для понимания текущего состояния подводной системы "вечная мерзлота - гидрат" и будущих исследований арктических морей"</i>, - пояснил старший научный сотрудник МФТИ (Долгопрудный) <b>Дмитрий Алексеев</b>, чьи слова приводит пресс-служба вуза. <br> <br> Залежи сухопутной и морской вечной мерзлоты скрывают в себе не только останки растений и животных, но и огромные запасы углеводородов, в том числе и в виде так называемых клатратов. Так ученые называют спрессованные и замороженные газовые гидраты, соединения воды и метана, которые остаются стабильными при низких температурах, высоком давлении или при их комбинации. <br> <br> Запасы клатратов скопились в больших количествах на дне морей Арктики и в прибрежных регионах суши во время эпохи оледенения. Недавно они начали высвобождаться в результате роста температуры и изменений в рельефе местности, связанных с исчезновением ледовой шапки. Это приводит к появлению кратеров на дне океана и в приполярных регионах суши.<br> <br> <b>Оптимальный подход для картографирования дна<br> </b> <br> Сейчас ученые активно изучают состояние этих отложений вечной мерзлоты, для чего им нужны новые подходы, позволяющие вести наблюдения за этими прослойками морского грунта на больших масштабах. Алексеев и его коллеги выяснили, что для подобных замеров подходит методика TDEM, которая широко применяется в геологии для изучения структуры и свойств приповерхностных отложений пород на суше и в морях. <br> <br> Как правило, для проведения подобных замеров геологи размещают над изучаемым участком суши или моря набор из антенн и катушек, через которые периодически пропускается электрический ток. Это порождает ответные электромагнитные колебания в отложениях пород, характер которых зависит от их устройства, состава и структуры, что позволяет составлять трехмерные карты недр на глубине от нескольких десятков сантиметров до нескольких сотен метров. <br> <br> Проведенные российскими исследователями расчеты указали на то, что методика TDEM хорошо подходит для изучения отложений морской вечной мерзлоты, расположенных на глубине до 20 метров от поверхности моря. Как объясняют ученые, подобное ограничение связано с тем, что соленая морская вода хорошо проводит ток, что маскирует сигналы, вырабатываемые внутри отложений вечной мерзлоты в ответ на импульсы электричества, проходящие через наблюдательный прибор. <br> <br> По словам Алексеева и его коллег, это не является проблемой для мелководных прибрежных регионов Восточно-Сибирского моря, где, предположительно, сосредоточено около 70% запасов морской вечной мерзлоты. Это позволяет использовать методику TDEM для составления точных карт распределения ее залежей по данному региону Арктики, подытожили ученые. <br> <br> В состав научного коллектива вошли исследователи Московского физико-технического института (МФТИ) совместно с коллегами из Томского государственного университета, Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева ДВО РАН, Института океанологии им. Ширшова РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, а также Института физики Земли им. Шмидта РАН и Института динамики геосфер им. Садовского РАН оценили эффективность электромагнитного зондирования, применяемого для картирования вечной мерзлоты на Восточно-Сибирском арктическом шельфе. Результаты работы <a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2076-3263/13/5/144"><span style="color: #00aeef;">опубликованы в журнале Geosciences</span></a>. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17964595"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br> </div> <p> </p>

В Якутии обнаружили новый редкий подвид арктической бабочки

08.06.2023

<p> </p> <div> Новый подвид арктической бабочки, который обитает исключительно в Якутии, исследовали ученые Томского (ТГУ) и Алтайского (АлтГУ) государственных университетов. Подобные открытия могут помочь исследовать трансформацию окружающей среды в Арктике, сообщили ТАСС в среду в пресс-службе томского вуза. <br> <br> Ранее ученый ТГУ и АлтГУ, доктор биологических наук <b>Роман Яковлев</b> рассказывал ТАСС, что обнаружение каждого нового подвида в группе арктических бабочек сенсационно. На огромной территории РФ есть очень малоизученные участки, особенно в северных районах. <br> <br> <i>"Неизвестный ранее подвид северной бабочки был найден в верхней части горного массива Арга-Тас. Данный подвид имеет явное внешнее отличие от других представителей аполлона арктического и вместе с тем существенно отличается генетически. Описание этого представителя северной фауны мы посвятили натуралисту-любителю из Якутска Роману Шавлову, который много десятилетий занимается изучением северной природы. В честь него новый подвид получил название Parnassius arcticus shavlovi"</i>, - приводятся слова Яковлева. <br> <br> Редкая находка принадлежит натуралисту и путешественнику из Липецка <b>Юрию Бахаеву</b>. Многие годы он занимается изучением северной природы, выбирая для экспедиций отдаленные и совершенно неизученные точки. <br> <br> Отмечается, что бабочка аполлон арктический (Parnassius arcticus) является уникальным и самым северным видом, который обитает только в Заполярье, в северо-восточной Якутии. Это монофаг: гусеницы выкармливаются лишь на одном растении - хохлатке Городкова. <br> <br> <i>"Северная фауна очень чувствительно реагирует на потепление, поэтому ученые используют ее как индикатор изменения климата. Новые фундаментальные данные, полученные в ходе исследований, будут использованы как отправная точка при проведении исследования становления северных фаун и мониторинга трансформации окружающей среды в Арктике"</i>, - поясняется в сообщении. <br> <br> Исследование нового подвида проводилось в рамках стратпроекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни", реализуемого ТГУ при поддержке федеральной программы "Приоритет 2030".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17947779"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </div> <br>

Изобретатели предложили северным регионам энергосберегающие разработки

08.06.2023

<div> Российские разработчики представляют все больше современных энергоэффективных решений для Арктической зоны РФ. Это здания, объекты энергетики, системы освещения, утилизации отходов и многое другое. Все это необходимо северным территориям с их высокими тарифами на энергию и отдаленностью от "большой земли". Но повсеместного внедрения инновационных разработок пока не происходит: для этого нужны инвесторы, а главное - заинтересованность самих регионов АЗ РФ.<br> <br> Потребность в электроэнергии для Арктики, где развиваются новые проекты, будет только возрастать, считает генеральный директор национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии <b>Николай Сафронов</b>. А ее стоимость на Крайнем Севере порой превышает 1900 рублей за киловатт. По мнению эксперта, промышленность в АЗ РФ будет развиваться только при дешевом электричестве. <br> <br> Один из способов его получения - незаслуженно забытые малые гидроэлектростанции. В 1996 году в России разработали программу по развитию малой гидроэнергетики на Севере. Предполагалось построить 333 малые ГЭС и тем самым на 30 процентов заместить дорогое дизельное топливо, которое до сих пор используется в Арктике. Но эта программа приказала долго жить. <br> <br> <i>"Решили, что малые ГЭС в северных регионах не нужны, поскольку реки замерзают"</i>, - рассказал Николай Сафронов на площадке Проектного офиса развития Арктики. - <i>"Но наши австрийские партнеры, которые не ушли из России, строят такие гидроэлектростанции в Канаде, Исландии, Гренландии - и они там нормально работают при минус 60 градусах. Мы нашли незамерзающие реки даже на Чукотке. Сегодня некоторые регионы возлагают большие надежды на плавучие АЭС. Но от них придется до каждого улуса тянуть линии электропередач, а это в десятки раз дороже, чем строительство мини-ГЭС"</i>. <br> <br> С 1996 года технологии ушли далеко вперед, и сегодня производители предлагают регионам "умные" цифровые мобильные мини-гидроэлектростанции, которые помещаются в контейнер. Генератор, турбина и вся автоматика располагаются на одной платформе. Устройство полностью автоматизировано, его легко перемещать.<br> <br> Если просчитать экономику, то затраты на установку мини-ГЭС составят 300 миллионов рублей, а дизельного генератора - всего 65 миллионов. Но ежегодные расходы на последний почти в 20 раз больше: четыре и 77 миллионов соответственно. Вода выигрывает и у других возобновляемых источников энергии: средняя себестоимость производства электроэнергии на ветровой станции составляет 13 рублей за кВт/ч, на солнечной - 7,8 рубля, а на малой ГЭС - всего полтора рубля. Эксперты рекомендуют северным регионам восстановить малые гидроэлектростанции там, где они уже существуют. Строить новые ГЭС целесообразно в удаленных районах с децентрализованным энергоснабжением. Их можно ставить не только на водохранилищах, но и у каналов неэнергетического значения, а также систем водоснабжения. <br> <br> Другой интересный проект - купольное энергоэффективное здание - может решить строительные проблемы арктических территорий. По форме оно похоже на традиционные жилища кочевых народов Севера. Специалисты утверждают, что именно аэродинамическая форма дома защитит его обитателей от сильного ветра, который разделяется на более слабые потоки. Беречь тепло и энергию также помогают особое остекление и автономное инженерное оборудование. <br> Типовое здание площадью до 100 квадратных метров можно использовать как жилой дом, ФАП, опорный пункт МЧС, глэмпинг и другие объекты. Но главная фишка проекта в том, что можно собирать такие домики, как конструктор, и в итоге выстроить целый вахтовый поселок с переходами из одного здания в другое. Варианты - школа, культурный или научный центр, спорткомплекс, аэропорт и так далее. <br> <br> <i>"На северные территории очень сложно и дорого доставлять материалы"</i>, - отмечает эксперт Проектного офиса развития Арктики <b>Анатолий Федоров</b>. <i>"Кроме того, при строительстве требуется грузоподъемная техника. Стандартные постройки нельзя перемещать, поэтому вахтовые поселки чаще всего просто бросают. А быстровозводимое купольное здание в разобранном виде легко доставить куда угодно - на вертолете, самолете Ан-2 или в фуре"</i>. <br> <br> Продвижением энергоэффективных технологий в арктические регионы займется специальная рабочая группа. Для сборки такого дома не нужен подъемный кран. Возводить фундамент тоже не понадобится: здание ставится на любую площадку, даже на плавучий понтон. А при необходимости его можно собрать и перевезти в другое место. Но проблема в том, что пока теплый купол проще увидеть на электронных презентациях: в реальности их - единицы. <br> <br> Внедрять энергоэффективные разработки в Арктике необходимо на основе государственно-частного партнерства, полагает заместитель генерального директора ПОРА, эксперт по ГЧП <b>Александр Воротников</b>. По его мнению, для проектов в области генерации и транспортировки энергии подойдет механизм офсетных контрактов. Это договор между поставщиком и госорганом: первый берет на себя инвестиционные обязательства, а второй гарантирует закупку продукции. <br> <br> <i>"Офсетный контракт легко подготовить. Он решает одновременно вопросы производства и поставки. Еще один плюс - такой контракт может быть межрегиональным. К тому же его стоимость постановлением правительства РФ снизили с миллиарда до ста миллионов рублей"</i>, - резюмировал эксперт. <br> <br> Продвижением энергоэффективных технологий в арктические регионы займется специальная рабочая группа, в которую войдут представители передовых научных центров. <br> <br> По мнению изобретателя <b>Андрея Зыкина</b>, северным территориям с их полярной ночью надо уделить особое внимание внутреннему и уличному освещению. На него тратится до 20 процентов всей вырабатываемой электроэнергии, поэтому сберегающие технологии здесь особенно важны. И решение есть - светодиодные светильники в специальном северном исполнении, которые могут работать до 40 лет при температуре до минус 80 градусов. При этом их свет близок к естественному солнечному.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/07/reg-szfo/teplyj-kupol.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><br> </div> <p> </p>

Как решить проблему кадрового "голода" в Арктике?

07.06.2023

<div> Кадровый "голод" в Арктике остается острым, несмотря на то что студентов по основным арктическим специальностям в Поморье выпускается даже несколько больше, чем требуется сегодня на предприятиях. Такую статистику озвучили недавно в Северном (Арктическом) федеральном университете. Как задержать в АЗРФ кадры, на обучение которых государство тратит миллионы рублей?<br> <br> К 2035 году в Арктике планируется создать 182,4 тысячи новых рабочих мест. Но особенно острая кадровая потребность сегодня у предприятий судоремонта и судостроения, а также бизнеса, обслуживающего Северный морской путь. <br> Вместе с тем, по статистике, 80 процентов выпускников, изучавших судостроение и морское дело в Архангельской области, все-таки устраиваются на работу по специальности. Вот только специальности эти находятся в более комфортной климатической зоне за границами АЗРФ - в Калининграде, Санкт-Петербурге, в южных морских регионах России. Хотя зарплаты в Арктике, как правило, выше. <br> <br> Тем временем северодвинские предприятия вынуждены вести "рекрутский" набор по всей стране - вплоть до Ставрополя: ищут профильных студентов, мотивированных стать кораблестроителями и приехать в Арктику. <br> <br> <i>"Сегодня нужно выстроить систему, чтобы четко отслеживать: где работает выпускник после получения диплома, в том числе - работает ли он по специальности. Дорогостоящий выпускник не должен стоять за прилавком магазина. Поэтому законодательно нужно вводить отработку - иначе студентов не удержать"</i>, - говорили участники встречи.<br> <br> Не срабатывает и традиционное пожелание педагогов своим абитуриентам: "Учитесь где хотите, набирайтесь знаний, а потом возвращайтесь в Арктику работать". Как рассказала "РГ" проректор Северного (Арктического) федерального университета <b>Людмила Морозова</b>, в столицу Поморья после обучения возвращаются только 16 процентов уехавших выпускников. Причем в основном те, кто отправился получать знания по целевым направлениям. <br> <br> Поэтому и власти регионов, и работодатели сегодня единодушны в том, что школам нужны профильные классы, заточенные для подготовки арктических специалистов - причем на конкретных предприятиях региона с прохождением соответствующей практики. Важно также, чтобы подготовка в таких классах велась неформально: <br> <br> <i>"Пусть лучше будет один класс, но чтобы вузы получили подготовленных ребят, выбравших профильное направление"</i>, - считает председатель совета руководителей образовательных организаций Росрыболовства <b>Владимир Волкогон</b>. <br> <br> Есть еще одна зацепка - дипломы выпускников, как и научная деятельность школьников, должны быть максимально приближены к будущему рабочему месту в АЗРФ. Эксперты отмечают и то, что подготовке рук для Арктики сегодня мешает чрезмерная "загуманизированность" российских школ. Неслучайно профильные морские классы теперь создаются даже в традиционно гуманитарных учебных заведениях. К примеру, судостроительный класс появился не так давно в 14-й школе Архангельска, хотя она считается профильной по немецкому языку. Тем временем в Мурманской области морские классы набирают уже с пятого года обучения. <br> <br> Кстати, ранняя профориентация помогла корабелам Поморья в последние десять лет несколько снизить отток специалистов из северных городов. Ежегодно предприятия выделяют для этого не один десяток миллионов рублей, а подготовка начинается буквально с детского сада - в Северодвинске даже специальный мультик создали: он рассказывает малышам о том, как строят корабли и подводные лодки. Помогают привлечь кадры и научно-производственные роты, созданные в городе корабелов. <br> <br> Одним словом, интерес к Арктике хоть и медленно, но все же растет, причем в основном там, где сконцентрированы крупные образовательные и производственные центры. Так, по статистическим данным 2021 года (последним опубликованным), из "красной" зоны миграции в Арктике "выпали" два региона - Ямало-Ненецкий округ и Архангельская область. В остальных отток достаточно сильный. Но и отношение к миграции в последнее время меняется: <br> <br> <i>"В Мурманской области поняли, что сегодня не надо бороться с оттоком молодежи - у нее срабатывает некая генетическая память "надо уехать" (причем неважно куда). Бороться нужно за приток - чтобы стать центром притяжения для молодых"</i>, - говорит <b>Мария Князева</b>, руководитель мурманского вуза, занимающегося подготовкой специалистов для рыбной промышленности. <br> <br> Но для "притяжения" требуется многопрофильный подход: <br> <i>"Сейчас стейкхолдеры настаивают на том, чтобы поступающие к ним кадры не только разбирались в судовой механике, но были еще и айтишниками. Поэтому цифровую подготовку, "прокачивание" цифровых технологий нужно встраивать в программы обучения по арктическим направлениям"</i>, - подчеркивают педагоги. <br> <br> А чтобы ускорить обучение, предлагают отрегулировать связку техникум - вуз: <br> <i>"Нередко ребята после окончания средних профессиональных учебных заведений поступают в высшие. А это еще пять лет специалитета. В итоге они учатся дольше, чем врачи! Нужно продумывать такие механизмы (если есть преемственность между высшим и средним учебными заведениями), которые позволят получать высшее образование, но при этом сокращенное"</i>, - сказала Мария Князева. <br> <br> Кроме того, важен межрегиональный подход. Архангельская и Мурманская области - основные кузницы кадров в Северо-Западной зоне АЗРФ - должны объединиться в подготовке студентов. Причем задача номер один - строительство учебно-производственного судна для обучения студентов морским профессиям на практике, в акватории СМП.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/06/reg-szfo/kak-zaderzhat-v-arktike-kadry-na-obuchenie-kotoryh-tratiatsia-milliony.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a> </div> <p> </p>

Полярники предложили улучшить радиосвязь на Севморпути с помощью беспилотников

07.06.2023

<div> В Полярном геофизическом институте в Мурманске разработан проект улучшения качества и дальности радиосвязи для обслуживания судов Северного морского пути (СМП), сообщает "Октагон". Учёные предложили поднять в воздух беспилотники с передатчиками, которые образуют парящий волновой канал на всём протяжении водного коридора.<br> <br> Проект полярников основан на обмене и ретрансляции сигналов в диапазоне коротких и промежуточных волн (КВ и ПВ) с береговыми радиостанциями. Антенное устройство, установленное на дронах, может обслуживать суда Северного морского пути, автомобили, геологические партии, а также удалённые пастбища оленеводов в Арктике. Согласно описанию разработки, квадрокоптеры должны зависать или передвигаться над землёй друг за другом по маршруту формирования направленного излучения. <br> <br> Как рассказывают "Октагону" в Полярном государственном институте, на протяжении всего водного коридора есть сложности с организацией радиосвязи, особенно в полярных широтах. <br> <br> <i>"Связь на СМП не очень устойчива и зависит от космической погоды. Частые неоднородности в этом регионе, вспышки на солнце, полярные сияния создают помехи в радиосвязи, в том числе GPS и ГЛОНАСС, КВ и УКВ. К тому же антенные системы на судах не очень развиты. Наша более эффективна, потому что содержит больше элементов и у неё высокая направленность. На протяжении всей этой судоходной магистрали у населённых пунктов в устьях рек есть стационарные узлы связи. Можно организовать передачу сообщений с ними"</i>, – поясняют разработчики. <br> <br> По мнению специалистов института, для реализации проекта на судне, следующем по маршруту СМП, достаточно четырёх-пяти дронов, которые будут передвигаться вместе с плавсредством. <br> <br> Сегодня бюджетный дрон с нагрузкой от 200 граммов до 1 килограмма в зависимости от комплектации обойдётся в 20–100 тыс. рублей. Также при выборе оборудования предстоит учитывать сложные климатические и метеорологические условия Арктики (в частности, низкую температуру и сильный ветер), длящиеся до восьми-девяти месяцев в году. <br> <br> Проект объединил специалистов двух научных центров Мурманска. В число соавторов разработки входит доцент кафедры радиоэлектронных систем и транспортного радиооборудования Мурманского государственного технического университета <b>Владимир Милкин</b>. <br> <br> <i>"Для реализации подойдут простейшие и дешёвые квадрокоптеры с ретранслятором, грузоподъёмностью максимум 1 килограмм. Мы предлагаем несколько, чтобы создать антенную решётку типа “волновой канал”"</i>, говорит ученый. Вдоль Севморпути на береговых и базовых станциях работают средневолновые радиостанции, которые могут передавать сообщения о бедствии, внеочередные навигационные оповещения и штормовые предупреждения в морские спасательные координационные центры. Однако, по словам Милкина, коммуникация ухудшается за 70-й параллелью северной широты. Также проект будет интересен оленеводам, которые обычно используют УКВ-радиостанции. Имеющий её запускает квадрокоптер в случае появления помех в связи и принимает сигналы посредством мобильной антенны. Развитие судовой морской радиосвязи на маршруте Северного морского пути в Арктике и использование для её улучшения беспилотников регулярно становятся предметом обсуждений в научном сообществе, среди компаний – пользователей важнейшей российской судоходной магистрали и военных специалистов. Два года назад в качестве эксперимента предлагалось реализовать передачу сообщений в КВ-диапазоне между объектами инфраструктуры в районе Новосибирских островов. В 2019 году учёные Санкт-Петербургского политехнического университета создали оборудование для метеорной связи для обмена сообщениями в приполярных областях. Регулярно звучат предложения об увеличении количества пунктов передачи данных, береговых и базовых станций морских районов для увеличения безопасности и эффективности мореплавания на трассах СМП. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://spb.octagon.media/istorii/polyarniki_predlozhili_uluchshit_radiosvyaz_na_sevmorputi_s_pomoshhyu_bespilotnikov.html"><span style="color: #00aeef;">Октагон</span></a> </div> <blockquote> <p> </p> </blockquote> <br>

В России создадут систему спутников для навигации по Севморпути

06.06.2023

<div> В ближайшие два года можно будет получать все необходимые данные для составления ледовых прогнозов с системы российских спутников. Об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики<b> Алексей Чекунков </b>на встрече с учеными Арктического и антарктического научно-исследовательского института.<br> <br> Одна из важнейших задач, которую решают сегодня в НИИ, - гидрометеорологическое обеспечение навигации на трассе Севморпути. Без качественных и своевременных прогнозов безопасное и коммерчески оправданное судоходство в Арктике организовать практически невозможно.<br> <br> Полярники уже собирают данные по ледовой обстановке на Севморпути и прилегающих участках. И готовы предоставлять прогнозы круглосуточно семь дней в неделю. Полученные, в том числе со спутников, данные, систематизируются, по ним можно делать как актуальные карты состояния льдов, так и давать прогнозы. И среднесрочные - на срок до 5 суток, и долгосрочные - на период до полугода. <br> Тщательно выверенный маршрут с учетом ледовой обстановки сократит сроки доставки грузов и повысит ее безопасность. И ученые готовы давать капитанам судов рекомендации по маршруту с учетом поведения льдов. Директор НИИ <b>Александр Макаров</b> подчеркнул, что оправдываемость краткосрочных прогнозов составляет 93 процентов, долгосрочных - до 85 процентов. <br> <br> Однако ученые отметили, что ряд данных, необходимых для построения прогнозов, они берут со спутников, причем вынужденно - с зарубежных. А очень нужны - российские. Тогда Алексей Чекунков и рассказал о системе отечественных спутников, пояснив, что этот стратегический вопрос будет решен. Как раз на днях запущен спутник "Кондор". И это начало большой работы по развертыванию полноценной группировки спутников. <br> <br> Также на встрече обсудили сложности, с которыми неизбежно придется столкнуться при перевозках в восточном направлении. Это и значительно большая протяженность маршрута, и гораздо более сложные ледовые условия. Однако совместными усилиями все преодолимо. Как сказал Чекунков, цель - перевести в 2024 году 80 миллионов тонн грузов, уже сейчас выглядит достижимой. Но к 2030 году объем требуется нарастить до 200 миллионов тонн. А это совершенно другая интенсивность судоходства, требующая максимальной скоординированности большого числа ведомств, сил и средств.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/06/reg-szfo/novaia-sistema-rossijskih-sputnikov-pomozhet-prolozhit-kurs-vo-ldah-po-sevmorputi.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><br> </div> <p> </p>