Первая экспедиция ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"
<div>
17 сентября 2022 года Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" вышла из Мурманска в первую экспедицию. Предыдущая платформа досрочно завершила работу в августе 2015 года из-за изменений климата. Тогда и было задумано уникальное судно, приоритетом которого стала полнейшая автономность. <br>
<p>
Цель экспедиции "Северный полюс — 41" — вморозиться в льдину дрейфовать с ней, собирая как можно больше научных данных. Для этого на борту есть 17 лабораторий и более 30 специалистов разных направлений: гидрохимиков, ледоисследователей, метеорологов, морских биологов и так далее. Но для того, чтобы продержаться в Арктике без посторонней помощи, требуются большие запасы, прежде всего — топлива и провизии.
</p>
<p>
Как объяснил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института <b>Александр Макаров</b>, при проектировании ЛСП основной задачей как раз являлась экономия места для размещения необходимых ресурсов.
</p>
<i>"Решение было найдено в необычно округлой форме судна, которая одновременно позволяет увеличить полезный объем и противостоит сдавливанию льдами — платформа "выталкивается" на поверхность, не позволяя льдам деформировать корпус"</i>, — рассказал Макаров.<br>
<br>
По словам главного механика платформы <b>Александра Серова</b>, существенное количество места также сэкономила разработанная специально для ЛСП винторулевая колонка с прямым приводом от главного двигателя, которую тот сравнил с механической коробкой передач на машине.<br>
<br>
<i>"Причем она такая одна — все остальные суда пользуются эклектическими азиподами (Azipod — зарегистрированная торговая марка, под которой производятся системы электродвижения для судов различного класса — прим. ТАСС), однако для нас они не подходили — занимали слишком много места. Если бы у нас стояла электрическая винторулевая колонка, то машинное отделение было бы немыслимо большим, а для нас каждый метр — на вес золота"</i>, — говорит Серов.<br>
<br>
Платформу питают 3 дизельных генератора, которые, сжигая на ходу приблизительно 22 тонны топлива, обеспечивают буквально все — от освещения и отопления до движения самой платформы. От получаемой энергии работает и другая жизненно важная система — опреснитель морской воды.<br>
<br>
<i>"Самое замечательное, что этот опреснитель не требует затрат тепловой энергии, то есть ему в принципе нужен только подвод морской воды и электричество — и все. Под высоким давлением, начиная от 30 до 60 бар, происходит процесс разделения воды на пресную воду и рассол. Ненужное — за борт. И все это в автоматическом режиме"</i>, — объяснил 2-й механик <b>Александр Бируля</b>.<br>
<br>
<b>Что ищут ученые?<br>
</b><br>
Руководитель группы биологических исследований экспедиции "СП-41" <b>Ольга Зимина</b> признается, что о такой экспедиции она мечтала очень давно. По ее словам, работать в настолько не исследованных и труднодоступных районах — бесценный опыт, ведь он позволит собрать данные, которых сегодня в мире просто нет. В случае с Арктикой для этих целей подходит только дрейф.<br>
<br>
Руководитель группы геологических исследований "СП-41" <b>Виктор Богин</b> занимается изучением донных осадков, то есть тем, как формируется морское дно. Миллионы лет там накапливается космическая пыль, остатки водорослей, останки рыб, других микроорганизмов. Открытиям в такой фундаментальной области находится интересное практическое применение.<br>
<br>
<b>Северный морской путь<br>
</b><br>
Для России мониторинг климатической ситуации в Арктике важен еще и с экономической точки зрения, ведь в арктических широтах проходит одна из главных морских торговых артерий страны — Северный морской путь. Чтобы понять, какие суда и в каком количестве успеют пройти по нему летом, необходимы данные, точность которых зависит от периода наблюдения — чем больше данных, тем точнее прогноз.<br>
<br>
Начальник отряда атмосферных исследований "СП-41" <b>Денис Ризе</b> отмечает, что за последнее время продолжительность навигационного периода по Севморпути увеличилась. Если раньше она составляла полтора-два летних месяца, то уже сейчас этот диапазон расширяется.<br>
<br>
<i>"Мониторинг и отслеживание — наше все. Мы мониторим ситуацию и чем больший ряд данных мы соберем, тем выше качество прогнозов. Решение об увеличении периода выдачи разрешений на передвижение по СМП будет основываться в том числе на наших данных"</i>, — заключает Ризе.<br>
<br>
<b>Город-матрешка<br>
</b><br>
Когда ЛСП "Северный полюс" пришвартовывается к подходящей льдине, вокруг постепенно начал появляться научный городок, но уже на льду. По словам заместителя начальника экспедиции <b>Алексея Бакланова</b>, платформа тем не менее останется в своем статусе главной научной базы, а на льду расположены домики сборной конструкции, где размешены в основном лаборатории для дополнительных исследований.
</div>
<p>
<i>"Лагерь будет состоять из 4 домов плюс трансформаторная будка. Электричеством будем запитываться как от самой платформы с помощью кабеля, так и от переносного генератора. Есть возможность произвести электрификацию лагеря двумя способами, что очень важно. Научное оборудование, как правило, требует электричества. Люди, которые там будут работать вахтами, тоже требуют определенного обеспечения жизнедеятельности — освещения, обогрева, кружки горячего чая в конце концов"</i>, — говорит Бакланов.
</p>
<p>
Для этих целей в распоряжении экспедиции есть два трактора и четыре снегохода. Трактора будут использоваться как тягачи для строительства ледового лагеря, а также для обустройства взлетно-посадочной полосы. Алексей Бакланов подчеркивает, что при любой внештатной ситуации, связанной с льдом, платформа станет для участников экспедиции и убежищем, и домом, и продолжит оставаться лабораторией.<span style="color: #003370;"></span><br>
</p>
<p>
Полный текст статьи <a target="_blank" href="https://tass.ru/arktika-segodnya/16225919"><span style="color: #003370;"><u>на сайте ТАСС</u></span></a>.
</p>
<br>
Подведены итоги экспедиции «Арктический плавучий университет — 2022»
В начале ноября в Северном (Арктическом) федеральном университете прошла научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых — участников экспедиции <a target="_blank" href="https://narfu.ru/science/expeditions/floating_university/2022/1-y-reys-vokrug-novoy-zemli/">«Арктический плавучий университет — 2022: Меняющаяся Арктика»</a>. В работе конференции приняли участие представители САФУ, Московского государственного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета, Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербургского государственного университета, Объединенного института ядерных исследований, Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Национального парка «Русская Арктика». Участники экспедиции подвели итоги своей работы в экспедиции АПУ, а также рассказали о результатах обработки и интерпретации полученных в ходе рейса данных.<br>
<br>
Сотрудники Центра коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» САФУ Элеонора Данилова и Томас Латкин выполнили значительный объем работ по отбору проб объектов окружающей среды в Арктике (снег, воздух) для последующего исследования методами газовой и жидкостной хроматографии — масс-спектрометрии высокого разрешения с целью выявления органических и неорганических загрязнителей в арктических экосистемах.<br>
<br>
<i>"С каждым годом исследований проб Арктического снега мы находим новые органические загрязнители. К такого рода загрязнителям можно отнести азотсодержащие органические соединения (например, пиридин, N-нитрозодиметиламин и другие), которые являются опасными канцерогенами, продуктами горения торфа и так далее. Сопоставляя данные с прошлых годов, мы увидели небольшой рост концентраций данных веществ, однако пока нет поводов переживать, так как концентрации данных веществ не превышают ПДК"</i>, — сообщила <b>Элеонора Данилова</b>.<br>
<br>
Систематические орнитологические наблюдения Института географии РАН и Национального парка «Русская Арктика» подтверждают экспансию южных видов в природную зону арктических пустынь, что говорит значительной перестройке экосистем этой территории, экстремальной для живых организмов.<br>
<br>
<i>"В последние годы можно констатировать факт увеличения встреч северной олуши во время судовых учетов морских птиц на акватории Белого и южной части Баренцева морей. Подтверждаются данные о расширении гнездового ареала этого вида птиц, что связано с возрастанием в Баренцевом море объемов кормовой базы — атлантической сельди. Увеличение количества встреч северных олуш на акватории юго-восточного сектора Баренцева моря в гнездовой период показывает возросшую привлекательность для вида этой части арктического бассейна и дополняет общую картину атлантификации биоты Баренцева моря"</i>, — отметил заместитель директора национального парка «Русская Арктика» <b>Иван Мизин</b>.<br>
<br>
Обнаружение в заливе Иванова маточного стада северных оленей с телятами-сеголетками показало, что в XXI веке новоземельский олень по-прежнему круглогодично обитает на всей Новой Земле, а также существенно повысило значение национального парка «Русская Арктика» как района сохранения уникального подвида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации.<br>
<br>
Экспедиция «Арктический плавучий университет-2022» была плодотворной для изучения объектов историко-культурного наследия Новой Земли. Итоги экспедиции по данному направлению подвел Евгений Ермолов, аспирант САФУ, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия НП «Русская Арктика», рассказавший в том числе о работе по консервации и изучению доставленных из экспедиции фрагментов самого северного шитого (сделанного по архаичной технологии, с помощью топора и еловой вицы) судна, найденного на территории России. Формат экспедиции предоставляет большие возможности для полевых работ по выявлению и описанию новых исторических объектов, мониторингу состояния уже выявленных памятников, сбора подъемного материала, представляющего историко-культурную ценность.<br>
<br>
Александра Ершова и Екатерина Воротниченко из РГГМУ обследовали побережье северного острова Новой Земли по методике ОСПАР (учет морского мусора на 100-метровой полосе пляжа). В ходе исследования загрязнения побережий морским мусором выявлены основные виды загрязняющих пластиковых предметов, однако у действующей методики ОСПАР на практике были выявлены следующие недостатки, которые могут быть учтены в будущем при мониторинге арктических побережий. В частности, в классификаторе не хватает кодировок для некоторых распространенных в данном регионе предметов: например, конвейер для разделки рыбы на судах, упаковочная пленка, металлические буи, бревна и другое; нет графы для указания расстояния наибольшей аккумуляции морского мусора от уреза воды и так далее. Высокий уровень проведенных работ подтвержден первым местом доклада Екатерины Воротниченко на данную тему на постерной сессии XI международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование» (MARESEDU 2022).<br>
<br>
Сотрудник Объединенного института ядерных исследований Никита Юшин провел исследование по определению содержания ртути в образцах донных отложений и почв, отобранных в ходе экспедиции. Полученные данные позволяют сделать вывод, что значения ртути находятся в пределах регионального геохимического фона. Результаты содержания ртути в почвенных образцах могут служить отправной точкой в мониторинге окружающей среды, в условиях непрерывно меняющегося климата Арктики. В течение года также будут проведены исследования содержания других тяжелых металлов в отобранных образцах.<br>
<br>
Участники экспедиции Дарина Кузнецова и Алина Жильева (САФУ) рассказали о результатах исследования морфолого-физиологических показателей подушковидных форм растений на острове Вайгач и архипелаге Новая Земля. По итогам работы создана флористическая база данных видового состава, выявленного маршрутным методом с описанием места произрастания и координатами. Данные виды пополнили коллекцию арктической флоры в Архангельском научном гербарии (AR).<br>
<br>
Следующий и завершающий этап этих и других исследований, проведенных молодыми учеными в ходе экспедиции Арктического плавучего университета, — это <a target="_blank" href="https://narfu.ru/upload/medialibrary/ab4/_-_-_2022_.pdf">публикация научных статей в ежегодном сборнике и тематических журналах</a>.<br>
<br>
По итогам экспедиции «Арктический плавучий университет — 2022: Меняющаяся Арктика» с целью популяризации арктических исследований и карьеры ученого готовится фильм «Влюбленные в Арктику» Анастасии Ломакиной о молодых ученых — участниках экспедиции. Фильм стал победителем питчинга в ходе II Международного кинофестиваля «Свидание с Россией. Территория народного единства» в Архангельске.<br>
<br>
Директор Института стратегического развития Арктики САФУ Александр Сабуров заявил о начале подготовки очередной экспедиции Арктического плавучего университета в 2023 году. Конкурс на участие экспедиции будет объявлен в начале следующего года.<br>
<br>
Партнеры и спонсоры экспедиции «Арктический плавучий университет»: Русское географическое общество, ПАО «ГМК «Норильский Никель», официальный спонсор — Банк ВТБ, официальный спонсор — ПАО «НОВАТЭК», Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительство Архангельской области.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/373061/"><span style="color: #003370;"><u>САФУ</u></span></a><br>
Специалисты университета им. Бонч-Бруевича успешно провели испытания разработок в Арктике
Экспедиция специалистов СПбГУТ проходила в Дудинке, Диксоне и Норильске на севере Красноярского края в период с 29 октября по 10 ноября.<br>
<br>
Команда магистрантов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) успешно провела испытания своих новейших разработок в области связи, биомедицины и сейсмологии в сложных погодных условиях Арктики.
<p>
<i>"Наша экспедиция проходила на севере Красноярского края в период с 29 октября по 10 ноября. Это первое подобное мероприятие для наших специалистов и студентов за последние годы. Мы сформировали многопрофильную команду из семи магистрантов разной специализации и двух преподавателей. В рамках нашей экспедиции мы проводили работу по трем основным направлениям - технологиям связи, биомедицинским технологиям и по сейсмическому оборудованию. Плюс отдельно мы уделили внимание экологическим исследованиям"</i>, - рассказал во вторник ТАСС руководитель экспедиции, заместитель директора института магистратуры по учебной работе университета <b>Андрей Степанов</b>.
</p>
<div>
<b>Электроэнцефалограф для Арктики</b>
</div>
<p>
Наиболее значимой разработкой, которую испытывали в Арктике, стал автоматический портативный электроэнцефалограф, который разрабатывали специалисты СПбГУТ последние 10 лет. По словам Степанова, аналогов подобным портативным медицинским аппаратам, которые не только фиксируют мозговую активность, но и автоматически проводят анализ полученных данных, на данный момент на российском рынке нет.
</p>
<p>
<i>"Здесь используются нейронные сети, которые на выходе дают медицинское заключение. Это полностью автоматическое устройство, то есть врач не требуется, что очень актуально для северных регионов с низкой плотностью населения. Аналогов таким именно автоматическим электроэнцефалографам пока нет. Существуют портативные приборы, которые просто снимают электроэнцефалограмму, но они стоят гораздо дороже, и автоматических вычислений не проводят"</i>, - отметил Степанов.
</p>
<p>
Получаемые с помощью портативного электроэнцефалографа данные пациент может использовать напрямую, например, при лечении эпилепсии, или же отправлять их медицинскому специалисту дистанционно для получения более глубокого медицинского заключения. По словам руководителя экспедиции, аппарат уже запатентован, испытания в Арктике позволили выявить ряд направлений для его дальнейшего усовершенствования. После доработки специалисты СПбГУТ планируют получить для прибора медицинскую сертификацию и начать серийное производство. Как отметил Степанов, спрос на такие приборы есть, в частности, со стороны арктических логистических предприятий для медицинского обеспечения своих сотрудников.
</p>
<div>
<b>Связь в условиях Крайнего Севера</b>
</div>
<p>
Существенная часть экспедиции была посвящена испытанию приемопередатчиков на базе технологии LoRa для обеспечения связи в арктических погодных условиях. Разработка специалистов СПбГУТ представляет собой компактные передающие коробочки, к которым можно подключиться с помощью мобильного приложения. Далее пользователи получают возможность передавать сообщения и сигналы с передатчика на передатчик.
</p>
<p>
<i>"В Санкт-Петербурге радиус передачи данных у приборов составлял около 4 км. Когда мы проводили испытания в Дудинке, при сильном ветре, при температуре -25 градусов, связь продолжала работать в радиусе 3-3,5 км, и в городской черте, и в тундре"</i>, - пояснил Степанов.
</p>
<p>
Как отметил руководитель экспедиции, в Диксоне на севере Красноярского края очень нестабильная мобильная связь. В районе действует всего один оператор связи, телефонные звонки проходят не всегда и далеко не из всех локаций. В подобных условиях достаточно дешевые передатчики могут стать хорошей альтернативой мобильной связи для работающих вахтовым методом предприятий. Тем более что, по словам Степанова, передатчики работают на частотах, на использование которых не нужно получать отдельного разрешения.
</p>
<div>
<b>Сейсмические датчики в вечной мерзлоте</b>
</div>
<p>
Третьим направлением испытаний для участников экспедиции СПбГУТ стало применение в условиях вечной мерзлоты генератора импульса сейсмической активности, который позволяет понять особенности распространения сейсмических волн в местных почвах, а также автоматических устройств анализа сейсмических сигналов.
</p>
<p>
Как пояснил Степанов, изначально сейсмические датчики разрабатывались для северокавказского региона, в котором наблюдается высокая сейсмическая активность. Испытания показали также их высокую эффективность в условиях вечной мерзлоты. По словам руководителя экспедиции, сравнительно низкая себестоимость аппаратуры и ее компактность позволяют устанавливать достаточно широкие зоны наблюдения.
</p>
<p>
Отдельным направлением исследований для магистрантов также стало экологическое состояние региона. В частности, был проведен анализ сточных вод и местных почв.
</p>
<p>
<i>"Эта экспедиция не последняя, мы собрали уже новые заявки, готовимся подаваться на гранты. У нас есть в университете арктический резерв - человек 300 ребят, которые хотят работать с технологиями в Арктике. И надеемся, что с каждой новой экспедицией таких студентов и таких студенческих команд у нас будет становиться больше"</i>, - сказал Степанов.
</p>
<br>
Полный текст статьи <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/16324619"><span style="color: #003370;"><u>на сайте ТАСС</u></span></a><br>
<br>
<br>
<br>
<br>
<br>
<br>
<br>
<br>